PwC: россияне не откажутся от кризисной привычки экономить

Компаниям консультанты советуют привыкать к новым реалиям и больше думать о рентабельности
Кризис в России надолго, и бурного роста после его окончания не будет/ С. Николаев/ Ведомости

Кризис в России надолго, и бурного роста после его окончания не будет, предупреждает PwC в исследовании «Экономический спад в России: взгляд под углом 360 градусов». Потребители привыкли и вряд ли отвыкнут экономить, и бизнесу тоже нужно отвыкать от привычки жить в условиях бурного роста, советуют консультанты. Они опросили 3000 граждан, 120 руководителей среднего звена из российских и международных компаний, провели серию интервью с потребителями и топ-менеджерами, а также проанализировали ситуацию в экономике.

Реакция покупателей

Более 90% опрошенных граждан отмечают снижение своей покупательной способности, 53% не могут делать сбережений. 32% респондентов сократили покупки, 31% – перешли на более дешевые бренды, 19% покупают в более дешевых магазинах.

По данным Росстата, за первые пять месяцев этого года доходы населения сократились на 3%, зарплата в годовом исчислении – на 8,8%. Ряд респондентов с низкими доходами сообщают, что находятся на грани выживания и не могут позволить себе ничего, кроме основных продуктов питания, пишет PwC.

Вместе с доходами падает и роль среднего класса как движущей силы экономического роста, констатируют аналитики PwC, за время кризиса нижняя прослойка среднего класса стала тоньше на 4,7%. Те россияне, чьи доходы по-прежнему позволяют относить их к среднему классу, начинают постепенно отказываться от многих потребительских привычек, говорится в исследовании. Даже люди с высокими доходами сокращают расходы на товары первой необходимости, чтобы сэкономить и иметь возможность поддерживать свой статус в глазах окружающих.

Поведение потребителей изменится надолго, прогнозируют в PwC: “Кризис научил людей более адекватно оценивать соотношение цены и качества, а привыкнув к новой модели поведения, они не захотят вернуться к старой, даже если их материальное положение позволит им это сделать, тем более, если они уверены, что темпы экономического роста еще долго будут оставаться низкими”. Например, люди, начавшие совершать покупки в магазинах экономкласса, увидели, что там им предлагают товар с хорошим соотношением цены и качества. Даже после кризиса респонденты продолжат следить за промоакциями, делать покупки в дешевых магазинах и покупать товары более дешевых брендов, делают вывод авторы исследования.

Реакция бизнеса

89% опрошенных руководителей среднего звена российских и международных компаний сократили продажи, у 92% выросли производственные затраты, 80% не могут финансировать новые проекты и только 26% не ощутили кризис. Самые негативные последствия кризиса - рост закупочных цен и спад продаж.

В основном компании реагируют сокращением расходов: 52% респондентов сокращают затраты на материалы, 42% - оптимизируют производство, а 28% - логистику.

Больше всего от кризиса пострадали компании розничной торговли, говорится в отчете, так как 77% граждан-респондентов стали меньше покупать продуктов. По данным Росстата, оборот розничной торговли с начала года снизился на 7,7%. В мае падение розницы составило 9,2%, ее оборот снизился до 2,2 трлн руб.

Некоторые компании все-таки извлекают из кризиса пользу и рассчитывают укрепить свои позиции: за счет ослабления рубля они смогли увеличить объем экспорта. Меньше всего негативное воздействие ощущают компании телекоммуникационной отрасли - их выручка за последний год увеличилась в среднем на 5%, пишет PwC.

По оценкам потребителей и компаний, кризис закончится только во II квартале 2017 г. Представители компаний строительной, металлургической и горнодобывающей промышленности ожидают восстановления в своих отраслях еще позднее - не раньше чем через три года. Менеджеры средних компаний более оптимистичны - состояние экономики улучшится через год, но только 37% опрошенных граждан разделяют это мнение.

Жизнь после кризиса

Низкие темпы роста, кардинально новое поведение потребителей и новая конкурентная среда ждут бизнес после окончания кризиса. На этот раз у России нет шансов, как в 2010-2012 гг., воспользоваться мировым восстановлением – кризис имеет сугубо российскую специфику, констатируют авторы исследования. Да и бурного роста цен на нефть уже не будет. Еще один риск – сокращение трудоспособного населения.

Некоторые модели поведения, которые потребители используют для выживания в кризис, уже не изменятся, говорится в исследовании: докризисные привычки утрачены. Более рациональным останется и потребление корпоративных заказчиков. В результате изменится конкурентная среда для бизнеса: некоторые более мелкие игроки уйдут с рынка, начнется процесс консолидации, ждут в PwC.

Авторы исследования советуют бизнесу уже сейчас пересмотреть стратегию. Цель стать крупнее как можно быстрее должна смениться целью сохранить рентабельность в условиях низких темпов роста. Однако компании пока делают не все возможное для этого. Консультанты советуют скорректировать предложение и изменить операционную модель. Например, цена стала играть большее значение для потребителей, но опрошенные предприниматели не идут пока за своим покупателем – немногие разрабатывают новую дешевую продукцию или снижают уровень обслуживания. Еще один совет – упрощать ассортимент, что позволит сохранить выручку, увеличить закупки исходных материалов и упростить логистику. Нужно также сокращать непроизводственные расходы. Однако лишь 20% компаний сообщили PwC об оптимизации расходов на офис. На очень низком уровне остается и система снабжения: незначительное число респондентов изменили ее, например, стандартизировали процессы.

Выживут те, кто сумеет приспособиться к новым реалиям, резюмируют эксперты PwC, но пока немногие осознали эти реалии.