Россия станет третьим крупнейшим акционером Азиатского банка инфраструктурных инвестиций

Но приток средств в ее инфраструктуру это не гарантирует
В понедельник 50 стран, включая Россию, подписали соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций/ Lam Yik Fei/ Bloomberg

В понедельник 50 стран, включая Россию, подписали соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Еще семь смогут присоединиться к соглашению до конца года. Цель – финансирование инфраструктуры в Азии.

Капитал банка составит $100 млрд. Крупнейшие вкладчики: Китай – $29,78 млрд, Индия – $8,37 млрд и Россия – $6,54 млрд. Не менее 75% капитала должно приходиться на страны Азиатского региона, но акционером может стать любая страна. Крупнейший взнос среди неазиатских стран у Германии – $4,5 млрд.

20% капитала страны должны оплатить, еще 80% – предоставить по требованию. То есть Россия должна перечислить $1,3 млрд, уточнил замминистра финансов Сергей Сторчак (его цитаты по ТАСС). Страны должны оплатить капитал пятью равными траншами за пять лет. Россия планирует перечислить первые $261 млн в 2016 г., передал через пресс-службу директор департамента Минфина Андрей Бокарев.

Соглашение должно вступить в силу до конца этого года (должны ратифицировать 10 азиатских членов, на которых приходится 50% капитала), а с 2016 г. банк планирует начать работу. Он сможет выдавать кредиты, входить в капитал, предоставлять гарантии и иное финансирование. Получить деньги смогут страны-члены и работающие в них компании.

Наиболее активным из числа международных финансовых организаций традиционно был ЕБРР, одним из его приоритетов была инфраструктура. Согласно финансовому отчету ЕБРР, в 2014 г. на Россию приходилась наибольшая доля кредитов (15% с учетом невыбранных средств). Но в прошлом же году совет директоров банка решил не запускать новые проекты в России. Стать полноценным институтом развития для российской инфраструктуры ЕБРР так и не смог, говорит сотрудник компании, работавшей с банком: стоимость финансирования была ненамного ниже, процедуры сложны и длительны.

Есть надежды, что новый банк в какой-то мере заместит ЕБРР или станет новым источником инвестиций в российскую инфраструктуру, но пока организация выглядит скорее заточенной под Китай, замечает партнер EY Александр Ерофеев. «У китайских банков огромные объемы свободной ликвидности, но ни одной крупной инфраструктурной сделки с ними мы пока не видели», – продолжает он: проблемы валютного риска для заемщика и политического – для кредитора останутся и при привлечении финансирования в новом банке развития.