Статья опубликована в № 3883 от 29.07.2015 под заголовком: Штрафы на заказ

Новые штрафы для заказчика госзакупок предложены правительством

Госзаказчика необходимо штрафовать за нарушение планирования закупок, правда размер не превышает 30 000 рублей

Нарушение планирования госзакупок будет грозить штрафами заказчику – проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях внесен правительством в Госдуму. Если план-график госзакупки составлен и утвержден с нарушением закона о контрактной системе, то штраф, по законопроекту, составит 20 000–30 000 руб. Штраф за закупку с нарушением сроков общественного обсуждения или вообще без такового – 30 000 руб.; столько же – за размещение в Единой информационной системе (Минэкономразвития планирует запустить ее не позднее 1 января 2016 г.) извещения о закупке или направление приглашения поставщикам закрытым способом, если информация о ней не была включена в план-график. Штраф в 20 000 руб. грозит заказчику, если он не проведет экспертизу полученного товара и отдельных этапов исполнения контракта – если таковые предусмотрены законом. Повторное нарушение этой нормы приведет к дисквалификации должностного лица на год. Если нарушения касаются порядка и формы обоснования закупок, то штраф составит 10 000 руб.

По закону государственные заказчики должны формировать план закупок на год вперед, указать их сроки, цели и количество товара, которое они намерены приобрести (см. врез).

Но за 2014 г. только шесть государственных органов из 81 публиковали подробные и обновляемые графики размещения заказов, 68 – в неструктурированном виде, остальные вообще не сделали этого, говорится в докладе «О системе закупок», подготовленном экспертами Высшей школы экономики. Закупки тщательно не планируются, многие из них остаются неосуществленными. У Минфина в 2014 г. не были размещены 23 извещения об осуществлении закупки из 56 (41%), у Минстроя – 22 из 61 (36%), у Росстандарта – 15 из 22 (68,1%).

Чем гордиться

Тот факт, что все заказчики разработали и ведут планы-графики закупок, Минэкономразвития называло важнейшим достижением контрактной системы. Об этом замминистра экономического развития Евгений Елин специально писал в письме сопредседателю центрального штаба Общероссийского народного фронта Александру Бречалову (копия письма есть у «Ведомостей»).

Законопроект – второй этап установления административной ответственности в сфере закупок, отмечает представитель Минэкономразвития. На первом этапе, с 1 января 2014 г., была установлена административная ответственность только за нарушения при определении поставщика и заключении с ним контракта. Для заказчиков был предусмотрен переходный период, в течение которого они могли изучить новации закона и адаптироваться к их применению. В течение переходного периода контрольные органы только выдавали предписания об устранении нарушений, но не применяли административную ответственность.

Сравнительно небольшой размер штрафов в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), разработавшей законопроект вместе с Минэкономразвития и Минфином, тоже объясняют необходимостью заказчиков привыкнуть к новым правилам. Если будет выявлена неэффективность этих штрафов, то будет рассматриваться вопрос об их увеличении, заявил представитель ФАС.

Штрафы соразмерны тяжести правонарушений, не согласен директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. Платить их будут конкретные должностные лица, а это не только высокопоставленные руководители, но и, например, директор детского сада в провинции, для которого более высокий штраф непосилен. К ответственности будет привлекаться должностное лицо, в обязанности которого входит планирование, обоснование или соблюдение правил нормирования закупок. Если такого в организации нет, то к административной ответственности будет привлекаться ее руководитель, сообщает Чемерисов.

Штраф даже в 30 000 руб. может стать значительным для региональных заказчиков, говорит один из них, а под составление плана-графика с нарушением можно подвести любую мелкую ошибку.

После принятия этих поправок вся сфера применения закона о госзакупках будет обеспечена административной ответственностью, говорит Чемерисов: «Штрафов боятся, поэтому эффект от поправок будет значительный».

Помимо введения дополнительных штрафов для заказчиков необходимо ввести ответственность контролирующих органов, выносящих зачастую противоречивые или необоснованные решения, которые затем признаются не соответствующими законодательству в судебном порядке, говорит бизнес-омбудсмен по закупкам, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро.

ФОК
23:40 28.07.2015
Неплохо. Действительно мало кто составляет такие графики. А те, кто составляет в большинстве своем вносят изменения раз в месяц под конкретную закупку. Но на мой взгляд горазд более важно было бы ввести ответственность госзаказчика за срыв госконтракта. Исполнитель рискует огромными штрафами за каждый день срыва сроков сдачи работы и даже попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик же не рискует ничем. Он может месяцами не давать замечаний к работе, годами не оплачивать выполненный госконтракт, придумывать новые работы, которых не было в ТЗ изначально и с него взятки гладки. Надо бы ввести зеркальную ответственность (штраф в процентах от суммы контракта и дисквалификацию чиновника на 3 года). Иначе госконтракт часто превращается в шантаж исполнителя и увеличивает степень коррупционности системы госзакупок.
10
Комментировать