Минэкономразвития: контрактная система сформирована на 60%

Не заработала в полную силу система планирования госзаказа, критикуют Минюст, участники рынка и эксперты
Контрактная система госзаказа сложно поддается настройке/ Смоляков Владимир/ Zerkalo / PhotoXPress

Контрактная система спустя 1,5 года после ее запуска так и не заработала в полную силу, пришел к выводу Минюст по итогам мониторинга ее применения. Все еще не реализовано 18 положений закона, говорится в письме Минюста, отправленном в середине июля в Минэкономразвития (копия есть у «Ведомостей»).

Ключевой элемент контрактной системы – планирование госзакупок – работает плохо, задача – повысить конкуренцию и упростить доступ бизнеса к торгам – не решена, говорит первый проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Шамрин. Сейчас ведомства составляют планы-графики закупок и размещают их на официальном сайте госзакупок. Эти документы размещаются в неструктурированном виде, невозможно автоматически обработать информацию, пишет ВШЭ в докладе о работе контрактной системы в 2014 г., – бизнесу трудно использовать эти планы, осложнен и контроль за закупками. Планы-графики выполняются формально, отмечает Шамрин: некоторые ведомства в 2014 г. более 180 раз меняли графики.

Единая информационная система (ЕИС), в которой будут отражены текущие и прошлые закупки, а также планы госзаказчиков, должна была заработать к 2015 г. Но затем ее запуск был отложен до 2016 г. Создание и развитие системы поручено Федеральному казначейству. Но до сих пор не сформулированы требования к ЕИС, пишет Минюст, к каталогу товаров в ЕИС, а также правила его использования.

Самим не разобраться

Минэкономразвития нарушило закон при выборе подрядчика на ремонт фасада здания министерства (закупка на 57 млн руб.), решила Федеральная антимонопольная служба. На закупки самой ФАС в 2015 г. поступили три жалобы, сообщает представитель службы, сотрудник ФАС был оштрафован на 50 000 руб.

Система заработает в 2016 г., уверен директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов, но в полном объеме ее функционал будет реализован только в 2017 г., когда будет создан каталог товаров. Минэкономразвития разрабатывает его – сейчас, по словам Чемерисова, он готов на 10%. ЕИС, которая серьезно облегчила бы проведение и контроль за госзакупками, не заработает в 2016 г., поскольку ряд необходимых правовых актов вступит в силу только в 2017 г., опасается гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Получить комментарии казначейства не удалось.

О том, что закон о госзакупках не работает в полную силу, писала и Счетная палата. Эффективность системы низкая, говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова в июне, не все механизмы контрактной системы заработали. Экономия на торгах снизилась по сравнению с 2013 г. всего на 2%, подсчитали в Счетной палате.

Минэкономразвития и само проводит мониторинг системы госзаказа, проблемы выявляются, но решаются медленно и не полностью, говорит Габестро. Существующая пока система планирования создает дополнительные сложности для заказчиков, не помогает потенциальным подрядчикам и поставщикам государства, сетует председатель правления НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина.

Законодательная и нормативная база госзакупок сложная, она активно меняется, в ней есть нормы, которые по-разному трактуются контролерами, отмечает гендиректор «Электронных торговых систем» Евгений Эллинский. А ужесточающиеся требования к специалистам по госзакупкам и растущие штрафы вынуждают их уходить с рынка, отмечает он.

Пока контрактная система сформирована не более чем на 60%, оставшиеся 40% законодательных нововведений будут вступать в силу поэтапно до 1 января 2017 г., отвечает на критику Чемерисов. Меняющееся законодательство всегда проблема для тех, кто его применяет, но это лучше, чем законодательство с неустраненными проблемами, говорит он.