Статья опубликована в № 3898 от 19.08.2015 под заголовком: Строители дорог получат карту

Правительственная комиссия предлагает ужесточить процедуры автодорожных конкурсов

Проекты слишком индивидуальны, спорят строители
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Во вторник правительственная комиссия по транспорту под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича согласовала в целом проект дорожной карты (копия есть у «Ведомостей») по увеличению эффективности расходов на автодороги. Разработать ее поручил президент Владимир Путин еще в прошлом октябре.

Реализация карты определит архитектуру рынка на федеральном и региональном уровне, даст ответ, нужно ли продвигать нескольких национальных чемпионов на строительном рынке, как открыть рынок крупных федеральных подрядов для региональных строителей, приводятся слова министра Михаила Абызова в пресс-релизе открытого правительства.

Один из способов – сделать более жесткой процедуру конкурсов, унифицировать их условия: ввести типовые контракты, классифицировать требования к участникам закупок в зависимости от видов, объемов и сложности работ, определить вес нестоимостных параметров при отборе победителя. Именно с конкурсными требованиями по проектам ЦКАД были связаны претензии к «Автодору». Например, в ФАС жаловался «Стройгазконсалтинг», который проиграл конкурс на секцию 5 ЦКАД: компания предложила меньшую цену, но контракт достался АРКС, представившей лучшее техническое обоснование. ФАС отменила итоги конкурса, но «Автодор» отстоял свою позицию в суде.

Свод требований в зависимости от категории проекта, видимо, рассматривается как способ ограничить произвол заказчиков, рассуждает участник строительного рынка, чтобы они не могли искусственно ограничивать конкуренцию, устанавливая требования к участникам тендера. Но решение исключить «тонкую настройку» требований конкурсов под проекты губительно для отрасли, ведь каждый автодорожный ГЧП-проект индивидуален, объясняет юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, единые требования могут, наоборот, ограничить конкуренцию, а «дешевле не значит лучше».

Жалобы на дыры

В 2017 г. все россияне получат возможность пожаловаться на дыры в асфальте и некачественное дорожное полотно через единый интернет-сайт. Как это уже работает, к примеру, в Москве и Тульской области, говорится в проекте дорожной карты.

Чтобы учесть все возможные уровни сложности и специфику, потребуется невероятное количество категорий с наборами требований, предупреждает участник рынка, и все равно категорий будет недостаточно и появятся искусственные ограничения. Целесообразным был бы компромисс: набор обязательных требований и исчерпывающий перечень дополнительных, которые позволят учесть специфику объекта и конкретного контракта, как это установлено в законе о концессиях, добавляет он. Похожий способ предложило Минэкономразвития. Единые квалификационные требования к участникам конкурса, как следует из примечаний к проекту дорожной карты, министерство считает избыточными и предлагает определять дополнительные требования «в зависимости от видов и объемов работ, сложности, масштабности» и т. д.

С другой стороны, в карте предлагается сделать конкурсные процедуры двухэтапными, включив в них предквалификационный отбор участников. «Двухэтапные конкурсы требуют очень качественного регулирования, ибо создают как минимум два риска ограничения конкуренции: произвол на предквалификации и существенные изменения в конкурсной документации ко второму этапу», – говорит сотрудник компании, участвующей в автодорожных проектах.

Предлагается в карте пересмотреть принципы формирования стоимости контрактов. Сейчас согласно закону «О контрактной системе» невозможно менять конечную цену контракта, замечает Иванова. Внедрение системы «затраты плюс» – отличная идея, она стимулирует развитие «контрактов жизненного цикла», в которых изначально сложно определить конечную стоимость контракта, считает она. Заложены предпосылки для перехода от концепции «отдельное финансирование строительства, проектирования, содержания» к принципу «затраты жизненного цикла», замечает Евгений Мазур из «НЭО центра». При сложившейся системе после окончания строительства подрядчик выходит из проекта, а балансодержателю дороги приходится привлекать другого подрядчика, который будет содержать и ремонтировать дорогу, объясняет он. Более активное применение контрактов жизненного цикла позволит привлечь подрядчиков, которые спроектируют дорогу, построят и будут эксплуатировать и ремонтировать в течение 20–30 лет, продолжает Мазур. Это привлечет крупных инвесторов, заинтересованных в длинных деньгах и работе на долгий срок, замечает он, по такому принципу обычно строят дороги в Европе.

Также Абызов предлагает переоценить инструмент банковских гарантий. Государству нужны гарантии исполнения обязательств, но они не должны значительно повышать расходы на участие в конкурсе, говорит Абызов, предлагая проработать систему штрафов и возможность черных списков недобросовестных исполнителей дорожных проектов. Неизбежным появление такого списка считает и Дворкович, следует из сообщения открытого правительства.

Когда нет кризиса и есть много денег, черные списки и единые требования не нужны, замечает сотрудник строительной компании, но потребность в них возникает, когда денег становится меньше, а заинтересованных в них – больше.

Представители Минтранса, Росавтодора и «Автодора» вчера затруднились оценить эффективность мер, предложенных в дорожной карте.

Читать ещё
Preloader more