Минэкономразвития ухудшило прогноз цены нефти

При $55 за баррель бюджетная дыра вырастет, но Улюкаев сохраняет оптимизм – поможет девальвация
Все остальные параметры макро-прогноза - ВВП, курс рубля и инфляцию - Улюкаев пока не стал раскрывать/ Е.Разумный/ Ведомости

Цена на нефть в 2015 г. составит $52 за баррель, вырастет до $55 в 2016 г. и  до $60 в 2017-2018 гг., заявил сегодня министр экономического развития. По весеннему макропрогнозу нефть в 2016-2017 гг. должна была стоить $60 и $65 соответственно после резкого обвала до $50 в 2015 г.; в 2017 г. она восстанавливалась до $70 за баррель.

Понижение цены на нефть до $50 за баррель заложено и в обновленном макропрогнозе, который министерство представит сегодня другим ведомствам, рассказали три чиновника, знакомые с документом. «Министерство, наконец, признало ухудшение мировой конъюнктуры для России», - констатирует один из них.

«Наивные оптимисты», - удивлена новым цифрам макропрогноза Александра Суслина из Экономической экспертной группы. По подсчетам аналитиков «Сбербанк CIB», если цена нефти опустится до $45 за баррель, курс доллара может достичь 70 руб., не исключено, что до конца года цена на нефть может опуститься и до $40.

Улюкаев же заверяет: очень больших скачков цены на нефть - движения к $140, а потом к $40 - больше не будет. Он объясняет свой оптимизм. Есть «новая реальность» - буфер в виде американских производителей сланцевой нефти: они очень чувствительны к цене, сразу могут прекращать и потом возобновлять работу - это и является балансирующим фактором». Но есть и другие факторы - «иранская история», признает министр, с другой стороны, неочевидно, как Иран будет выходить на рынок: санкционный режим на них сильно повлиял, и они, возможно, не готовы быстро наращивать добычу, оптимистичен он. Факторы же со стороны спроса на нефть Улюкаева успокаивают, он будет расти не меньше чем на 3% в год. Прогноз по этому спросу не может быть меньше темпов роста мировой экономики - ведь в этом показателе большую часть составляют энергетически наименее эффективные азиатские страны, отмечает он.

"Поддержка цены будет сформирована вокруг уровня $50 или $50 с небольшим, заключил министр. - Цена $40 вряд ли продержится на долгий период".

Все остальные параметры макропрогноза - ВВП, курс рубля и инфляцию - Улюкаев пока не стал раскрывать. Изменение цены на нефть в макропрогнозе заставит Минфин перекраивать и оценки расходов и доходов бюджета: в июне правительство одобрило проектировки бюджета, основанные на весеннем, более оптимистичном макропрогнозе. Улюкаев заверил сегодня, что снижение доходов бюджета в 2016 г. по сравнению с прежними оценками будет незначительным - «речь идет о нескольких десятых долей ВВП». «В новом макропрогнозе Минэкономразвития закладывает такое ослабления рубля, которое позволит сбалансировать бюджет и, действительно, свести потери к минимуму», - объясняет чиновник, знакомый с обновленным макропрогнозом. 

Минфин с этим оптимизмом не согласен. «В нынешних реалиях оценки весеннего прогноза выглядят избыточно оптимистично: выпадающие доходы будут больше, чем планировал Минфин в июле этого года», - предупредил в разговоре с «Ведомостями» замминистра финансов Максим Орешкин. Насколько именно, он не уточняет. Но удар будет сильным, есть еще один фактор, напоминает Орешкин: при падении цены на нефть самые большие потери ложатся не на компании, а на бюджет, из-за особенности расчета формулы НДПИ. Бюджет забирает у нефтяников сверхприбыли при росте цен на нефть, поэтому при ее падении и теряет больше.

В июньских проектировках доходы бюджета в следующие два года составляли 13,9 трлн и 14,9 трлн руб. соответственно; отклонение от действующего закона о бюджете – 1,8 трлн и 1,6 трлн руб. Чтобы хоть как-то сократить дыру в бюджете, Минфин предлагал сократить расходы: на 406,8 млрд и 438,2 млрд руб. до 15,9 трлн руб. и 16,6 трлн руб. соответственно. Минфину хотелось бы и больше сократить расходы, но больше нельзя, сетовали тогда чиновники Минфина: по закону можно срезать только условно утвержденные расходы, это не более 2,5% от уровня в законе о бюджете.

Согласно июньским проектировкам, дефицит бюджета в 2016-2017 гг. должен составить 1,9 трлн и 1,7 трлн руб.  (2,4 и 1,9% ВВП). Теперь, получается, дыра будет больше. И есть всего два варианта сократить его, напоминает Орешкин: сократить расходы либо еще больше брать из резервного фонда.

Чтобы сократить расходы более чем на 2,5%, надо менять закон, и Минфин уже готов выступить с таким предложением, знает чиновник финансового блока правительства. Но надо еще убедить резать - а резать уже нечего, расходы на национальную экономику и так были очень сильно сокращены, признают чиновники. Можно сократить расходы на индексацию пенсий и социальных выплат: согласно закону, их надо индексировать по фактической инфляции, т.е. на 11,9% в этом году, Минфин заложил в июньские проектировки индексацию всего на 5,5%. Это бы позволило сократить расходы на индексацию с 850 млрд до 400 млрд руб. Но в итоге пришли к компромиссу - индексация по прогнозу на 7%, рассказывали участники встречи. То есть расходы удастся сократить только до 550 млрд руб., оценивал чиновник Минфина.

Не исключено также, что расходы даже придется увеличить. Есть те, которые Минфин пока не учел, но их  придется учесть - 300 млрд руб. по 14 позициям на три года, рассказывает высокопоставленный чиновник. Выбора нет - недофинансирование этих статей может привести к локальным коллапсам, подчеркивает собеседник «Ведомостей».

Второй вариант - еще больше брать из резервного фонда. В этом году на покрытие дыры потребуется 2,6 трлн руб. при ожидаемом дефиците 3% ВВП, в июне Минфин планировал взять из него в 2016 и 2017 гг. еще по 1 трлн руб. А к 2018 г., даже исходя из старых проектировок, фонд все равно будет исчерпан.