Статья опубликована в № 3920 от 18.09.2015 под заголовком: Субподрядчики под подозрением

Борьба с откатами дошла до субподрядчиков государства

Но без общественного контроля результатов не будет, считают эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Крупные государственные контракты обязывают подрядчиков отчитываться перед заказчиками о своих субподрядчиках, если их вклад в поставки или работы превышает 10%. Теперь Минэкономразвития хочет сделать эту информацию публичной – заносить ее в реестр контрактов (ведется на сайте zakupki.gov.ru, потом должен перейти в единую информационную систему). Самих контрактов, считающихся крупными, может стать больше – Минэкономразвития предлагает понизить их цену с 1 млрд до 500 млн руб. для федеральных закупок и со 100 млн до 50 млн руб. для региональных. Все это часть совместного с Генпрокуратурой плана по борьбе с откатами (есть у «Ведомостей»). Более чем в 3 раза вырастет доля контрактов, по которым необходимо предоставлять информацию о соисполнителях, комментирует представитель Минэкономразвития.

Проекты изменений в закон о контрактной системе и постановление правительства находятся на стадии общественного обсуждения. Директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов рассчитывает, что проект будет принят в осеннюю сессию.

Имени хватит

Законопроект требует только сообщить название или имя субподрядчика, ИНН либо его аналог, если речь идет об иностранном лице. Раскрывать данные о бенефициарах не придется.

Есть недобросовестные заказчики, которые договариваются с поставщиками: ты выиграешь, но будешь работать с моей фирмой на субподряде, рассказывает Чемерисов. Есть и недобросовестные поставщики – фирмы, которые ничего сами не производят и не продают, но выигрывают конкурсы, а потом за небольшой процент привлекают на субподряд проигравших производителей, поясняет он.

Пока нужно будет обнародовать данные только о непосредственных субподрядчиках, уточнил Чемерисов. Контракт можно разбить на более мелкий, чтобы не подпадать под определение крупного заказа, и бесконечно удлинять цепочку поставщиков, рассуждает эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский. Чемерисов признает, что ограничение можно будет обойти, выстроив более длинные цепочки субподрядчиков, но «надо все делать постепенно». В будущем требование может быть распространено не только на непосредственных субподрядчиков, для сбора информации можно будет использовать опыт ФНС, которая отслеживает все цепочки поставщиков через автоматизированную систему контроля НДС-2, говорит Чемерисов.

Размещение информации о субподрядчиках в открытом доступе даст возможность как органам аудита и контроля, так и «общественным контролерам» понимать, кто исполняет контракт – реальный поставщик или фирма-посредник, говорится в ответе представителя Счетной палаты. Но сам по себе список поставщиков без анализа мало что даст, замечает гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман. Раскрываемой сейчас информации вполне достаточно, чтобы оценить, была ли закупка токсичной, говорит он: автоматизированный анализ поставщиков уже делается.

Ставка делается на общественный контроль – наиболее эффективный инструмент выявления и противодействия коррупции, сказано в пояснительной записке. Но интерес к госзакупкам со стороны общества за последние несколько лет сильно упал, отмечает Сухадольский.

Читать ещё
Preloader more