Шансы на повышение ставок ФРС США в этом году падают

Неопределенность и волатильность на рынках могут сохраниться до начала 2016 года
Председатель ФРС США Джанет Йеллен и ее коллеги до сих пор не определились, что делать с процентными ставками/ Kevin Lamarque/ Reuters

Последние экономические данные заставляют руководителей Федеральной резервной системы США все больше сомневаться в необходимости повышения процентных ставок в этом году. Ужесточение денежной политики публично поставили под вопрос сразу двое управляющих ФРС. Это продлевает период неопределенности на рынках, усиливает давление на доллар.

Слабые данные по потребительским расходам, инфляции и рынку труда практически сводят на нет шансы повышения ставок на заседании комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) в конце октября, пишет The Wall Stret Journal. На этой неделе члены совета управляющих ФРС Лаэл Брейнард и Дэниел Тарулло в своих выступлениях поставили под сомнение не только ближайшие перспективы развития экономики, но и вероятность реализации условий для повышения ставок, озвученных недавно председателем ФРС Джанет Йеллен. Уже после того как FOMC оставил ставки без изменений на уровне 0-0,25% на заседании в середине сентября, Йеллен заявила в своем выступлении, что слабость в экономике уйдет в результате приближения рынка труда к полной занятости, что, в свою очередь, должно стимулировать ускорение инфляции в результате повышения зарплат. Инфляция уже более трех лет находится на уровне ниже цели ФРС в 2%.

Снижающаяся безработица – не особо эффективный показатель будущей инфляции и поэтому ее вояд ли стоит считать серьезным основанием для повышения ставок, заявили Брейнард и Тарулло. Центробанк должен «подождать, чтобы посмотреть, снизятся ли риски для перспектив» развития экономики, сказала в понедельник Брейнард. «Учитывая то, куда, по моему мнению, пойдет экономика, я бы не сказал, что было бы правильно повысить ставки [в этом году]», – заявил Тарулло во вторник в интервью CNBC.

«Тот факт, что они фактически поставили под вопрос утверждение Йеллен, в котором она обосновала повышение ставок в этом году, весьма примечателен и снова вносит неразбериху в коммуникационную стратегию ФРС после того, как несколько недель назад Йеллен постаралась все разложить по полочкам», – говорит Роберто Перли из Cornerstone Macro. Райан Смит, старший экономист рейтингового агентства Moody’s, назвал значительными противоречия в выступлениях руководителей ФРС. «У Йеллен еще есть время сформировать консенсус [до конца года], но публичное озвучивание расхождений руководителей Центробанка во мнениях может иметь непредвиденные последствия», – написал он в отчете. Сохраняющаяся неопределенность вряд ли ли уменьшит обеспокоенность политиков и бизнесменов в развивающихся странах, отмечает Financial Times: из-за неспособности ФРС решить, стоит ли повышать стоимость долларовых заимствований, они еще несколько месяцев будут пребывать в подвешенном состоянии. Кроме того, возрастет давление на Европейский центробанк и Банк Японии, которым придется думать о том, стоит ли компенсировать укрепление их валют по отношению к доллару дополнительными вливаниями ликвидности.

Вместо того чтобы вносить успокоение, руководители ФРС своими «неоднозначными заявлениями» усиливают волатильность и «воспаляют рынки», заявил в среду Ларри Финк, генеральный директор крупнейшей компании мира по управлению активами BlackRock. Волатильность сохранится, пока ФРС не прояснит свою политику, считает он.

В этом году FOMC соберется на заседание в конце октября и в середине декабря. Вероятность повышения ставок на ближайшем из них практически отсутствует, на декабрьском составляет около 30% (месяц назад, по расчетам Bloomberg, она была 62%), считают участники рынка процентных фьючерсов, по данным Chicago Mercantile Exchange. Вероятность выше 50% теперь появляется только в апреле 2016 г. – 52,7%.

Ожидаемое среднемесячное значение ставки федерального финансирования

бордовая кривая – фьючерсный контракт на октябрь 2015 г., синяя кривая – на декабрь 2015 г.

/ CME, FactSet, The Wall Street Journal

Курс доллара, упавший после решения FOMC 17 сентября не менять ставки, а затем выросший в последние несколько дней, с тех пор устойчиво снижается: евро, по данным Bloomberg, укрепился с $1,112 за евро 22 сентября до $1,144 на торгах в четверг - во многом из-за падения ожиданий ужесточения денежной политики в США. Долларовый индекс (курс доллара к валютам стран – основных торговых партнеров США) находится на минимальном уровне с конца августа. «Чем дольше FOMC будет тянуть с мельчайшим повышением ставки, тем более негативно рынки будут интерпретировать поступающие экономические данные», – полагает Дерек Халпенни, стратег по валютным рынкам Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ.

Руководители ФРС уже давно и неоднократно говорили, что время первого повышения ставок будет зависеть от поступающих экономических данных. В среду министерство торговли сообщило, что розничные продажи в сентябре выросли всего на 0,1% (а если вычесть продажи автомобилей, то даже упали по сравнению с августом). А по данным министерства торговли, индекс цен производителей снизился на 0,5% по сравнению с августом и на 1,1% – по сравнению с сентябрем 2014 г., что стало самым значительным годовым падением за весь период посткризисного восстановления экономики.

«Слабые розничные продажи в сентябре укрепляют нас во мнении, что ФРС, вероятно, не повысит ставки до начала следующего года», – говорит Пол Эшуорт, главный экономист по США Capital Economics. По оценке Федерального резервного банка Атланты, ВВП в III квартале вырос всего на 0,9% в годовом исчислении.