Банкам придется выявлять бенефициаров трастов

Но таких клиентов у них немного, а раскрыть их будет слишком сложно, предупреждают эксперты
Бенефициаров трастов заставят выйти из тени/ Е. Разумный/ Ведомости

Принимая деньги, банки должны будут проверять бенефициаров не только юрлиц, но и иностранных структур без образования юридического лица, т. е. трастов. Такие поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов одобрил комитет Госдумы по финансовому рынку. Законопроект обязывает банкиров использовать все доступные инструменты, чтобы идентифицировать бенефициаров трастов, а также запросить состав их имущества, имена и адреса учредителей и доверительного собственника. «Деятельность таких организаций станет более понятной, прозрачной, поправки позволят выявлять их владельцев, тех, кто получает выгоду от работы таких структур», – объяснял ранее премьер Дмитрий Медведев (цитата по «Интерфаксу»). Раскрытие таких структур – часть кампании по борьбе с офшорными схемами.

Сейчас это требование закона распространяется только на юридических лиц, а трасты и фонды выпадали из-под контроля, объясняет партнер KPMG Анна Воронкова. С трастами в основном работают крупные банки, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов: если банки не будут выявлять их бенефициаров, они столкнутся с претензиями Росфинмониторинга. Но таких клиентов у банков немного, замечает Воронкова. Напрямую из России операции с трастами осуществляются очень редко, согласна партнер PwC Екатерина Лазорина. Обычно в банках счет открывает компания, которая ведет в России бизнес или владеет активом, хотя она может и принадлежать бенефициару через траст, объясняет она. В этом случае банки видят не траст, а компанию, говорит Лазорина, поправки же обязывают банки выявлять бенефициаров только при прямом взаимодействии с трастом. Раскрыть информацию придется, только если траст попытается открыть счет в российском банке, сказала Воронкова. Даже если траст просто будет держать активы в банке, а не проводить операции, раскрывать информацию о бенефициаре не придется, говорит сотрудник ФНС.

Непонятный приток

В III квартале ЦБ зафиксировал $7,1 млрд притока, отнесенного на статистическое расхождение: «чистые ошибки и пропуски» (это оценка, впоследстии ЦБ уточняет данные). Со II квартала 2014 г. по этой статье ЦБ почти непрерывно (кроме января – марта 2015 г.) фиксирует приток, в сумме – почти $19 млрд, посчитал Сергей Пухов из Центра развития ВШЭ. Это чуть более 10% не учтенного ЦБ и выведенного из страны капитала с 1994 г.

Если банк видит рисковые операции, он отправляет запрос в Росфинмониторинг и такие операции временно приостанавливаются, рассказывает юрист крупного банка. Даже после принятия поправок не факт, что бенефициары будут эффективно раскрываться, скептичен Парфенов, а банки не готовы к тому, чтобы выявлять бенефициаров, заставить клиента раскрыть траст практически невозможно. Поправки только обременят банки проведением расследования, недоволен председатель совета директоров крупного банка. Зато банки будут лучше понимать, с какими клиентами они имеют дело, не согласен юрист крупного банка.

Помочь банкам может четвертая директива Европарламента, которая обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний, а также трастов. Юрфирмы, госорганы стран ЕС и банки получат неограниченный доступ к этой информации сразу, а российские банки смогут запросить данные, если предоставят доказательства отмывания денег, финансирования терроризма, налоговых или коррупционных схем. Система действительно может помочь банкам получать информацию о бенефициарах трастов, говорит сотрудник ФНС: траст – не юрлицо, а договор, из реестра можно будет узнать как о самом существовании договора, так и о его бенефициарах. Россия присоединилась к инициативе ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. Все страны, которые участвуют в механизмах ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов, подключатся к системе обмена. Россия в том числе, но не раньше 2017 г., уточняет чиновник Минфина.