Экологический сбор обойдется бизнесу в 30 млрд рублей, подсчитало Минэкономразвития

Министерство выступило против предложенных Минприроды ставок
Бизнесу грозит новая мусорная нагрузка/ Семен Лиходеев/ ТАСС

Минэкономразвития не поддержало ставки по уплате экологического сбора, предложенные Минприроды, сообщило Минэкономразвития: они создают риски необоснованного роста нагрузки на бизнес. По предварительным расчетам Минэкономразвития, уже в 2016 г. бизнесу придется заплатить в федеральный бюджет дополнительно 30,3 млрд руб.

Платить экологический сбор придется с 1 января 2016 г. В проектах постановлений правительства, подготовленных Минприроды, все товары были разделены на 36 групп, ставки сбора составляли 1,5–4,5% от себестоимости 1 т или единицы продукции без учета НДС. 1 июня премьер Дмитрий Медведев поддержал идею моратория до 2019 г. на запуск нового механизма. Но четырех групп товаров (аккумуляторы, шины, бумага, лампы накаливания), а также товаров, мощности по утилизации которых уже существуют, мораторий не коснулся.

В конце сентября Минприроды направило на согласование проект постановления правительства с размерами сбора: например, 2378 руб. за тонну бумаги, картона или газет, 26 469 руб. – за электрические бытовые приборы, 33 476 руб. – за свинцовые аккумуляторы. Ставки сопоставимы с экологическими платежами производителей в странах ЕС, уточнял министр природы Сергей Донской, а влияние платежа на инфляцию не превысит 0,197% в год. Именно на этот проект дано отрицательное заключение, приводятся в сообщении слова директора департамента Минэкономразвития Вадима Живулина.

Страна свалок

Средний размер свалки в России превышает 10 га, на свалках хранится больше 30 млрд т отходов, свидетельствуют данные IFC.

Кроме того, в проекте Минприроды не описано, по какому принципу рассчитываются эти ставки, почему разные по составу и переработке товары оцениваются одинаково, как быть с упаковкой и как будет выглядеть утилизация, затраты на которую уже готовы положить на плечи бизнеса, критикует Живулин. Пока в цену утилизации заложено множество факторов, включая расходы на создание инфраструктуры для переработки, но они в 5 раз превышают операционные расходы, а по некоторым группам уже сейчас имеются недозагруженные мощности переработки, строительство новых не требуется, замечает Живулин.

В Минприроды замечаний из Минэкономразвития пока не получали, говорит представитель министерства. Минприроды предложено уточнить список из 36 групп товаров, разделить его на четыре группы и ввести несколько критериев, по которым будет определяться готовность производителей и переработчиков к запуску механизма.

В Минприроды готовы прислушаться к коллегам, задача – не увеличить фискальную нагрузку, а создать стимулы для появления новых производств по переработке, замечает представитель ведомства. Иначе сбор станет лишь дополнительным доходом бюджета, опасается Живулин.

Ставки необоснованны, согласна с Минэкономразвития Екатерина Астафьева из ассоциации «Рус­бренд», например, в них включена инвестиционная составляющая, хотя переработчики говорят, что до 40% мощностей не загружены. Непонятен до сих пор статус региональных программ по утилизации, благодаря которым деньги от сбора должны пойти в регионы, неясно, кто будет их распределять, продолжает Астафьева. Чем подробнее будут описаны процедуры сбора и ответственности, тем эффективнее будет система, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов.