Больницы оградили от иностранных лекарств

Госзакупки жизненно важных лекарств будут возможны, только если нет двух российских аналогов
Ограничения вводятся по препаратам, аналоги которых прошли клинические исследования в России и одобрены Минздравом/ Д. Абрамов/ Ведомости

Госзаказчик должен отклонять все заявки на поставку жизненно важных иностранных лекарств, если есть заявки на поставку российских аналогов от двух разных производителей, следует из постановления, подписанного премьером Дмитрием Медведевым. Исключения – лекарства из стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и закупки госзаказчиками, работающими за рубежом.

Ограничения вводятся по препаратам, аналоги которых прошли клинические исследования в России и одобрены Минздравом, уточнил министр промышленности Денис Мантуров (цитата по сайту Минпромторга). Это 282 наименования, среди которых препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, инфузионные растворы, препараты для вспомогательной терапии.

В списке жизненно важных лекарств 608 международных непатентованных наименований, из них 413 производятся в России, по данным Минздрава. Согласно федеральной целевой программе развития фармацевтической промышленности к 2020 г. доля должна вырасти до 90%.

Борьба за изделия

Похожие ограничения действуют для госзакупок медицинских изделий. Минпромторг предлагал расширить список подпадающих под запрет, но получил замечания в ходе общественного обсуждения. После их консолидации проект изменений будет разослан на согласование в федеральные органы власти повторно, сообщил представитель Минпромторга.

Фармацевтический рынок России в 2014 г. – 919 млрд руб., по данным Минздрава. Закупки жизненно важных лекарств за январь – сентябрь 2015 г. составили 238 млрд руб., из них порядка 34% пришлось на российские препараты, в том числе локализованные, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Лишь 5–10% этих лекарств произведено в России из российских веществ, уточнил директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения города Москвы Давид Мелик-Гусейнов. Из примерно 600 компаний российского фармацевтического рынка около 200 работают с госзаказом, на топ-10 приходится 85% госзаказа жизненно важных лекарств, говорит Мелик-Гусейнов.

После ограничения доля российских жизненно важных лекарств в госзакупках вырастет до 45%, прогнозирует Шуляк. Может вырасти и до 90%, вопрос в том, как будет определяться страна происхождения, отмечает Мелик-Гусейнов: иностранные компании были готовы к выходу постановления и постарались локализовать производство, есть компании, которые производят и полностью российские лекарства, и лекарства на основе зарубежного сырья, и лекарства, патент на которые принадлежит иностранной компании.

Происхождение товара надо будет подтверждать в Торгово-промышленной палате (ТПП), сказано в постановлении. Производители должны будут подать документы в любую региональную палату, в течение трех дней экспертиза изучит их и сам товар и выдаст заключение, говорит вице-президент ТПП Вадим Чубаров.

Критериев для оценки пока нет, они появятся в положении, которое будет готово в понедельник, сообщил Чубаров. До 2017 г. постановление не будет распространяться на лекарства, которые только упаковываются в России или странах ЕАЭС. Это не более 5% поставляемых по госзаказу жизненно важных препаратов, оценивает Шуляк.

Госзакупки жизненно важных лекарств на следующий год еще не проводились, обычно они проводятся в декабре и теперь будут применяться новые правила, говорит начальник отдела регулирования контрактной системы управления муниципального заказа Челябинска Марина Кашкарева. Чтобы постановление не сказалось на качестве лекарств в больницах, нужно одновременно развивать фармаконадзор, врачи должны жаловаться на обнаруженные нежелательные последствия применения, считает Мелик-Гусейнов, важно и чтобы система выдачи сертификатов происхождения заработала быстро.