Государственному «Автодору» могут разрешить рассматривать проекты инвесторов

Минтранс выступил с соответствующим предложением
Если предложения инвесторов будут поступать в «Автодор», строительство дорог может ускориться/ Алексей Мальгавко/ PhotoXPress

«Автодор» нужно наделить правом рассматривать заявки инвесторов, поступившие в порядке частной инициативы, говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минтрансом и опубликованном на портале regulation.gov.ru. Эта госкомпания – оператор платных дорог в стране, отвечающий за их строительство и эксплуатацию, в том числе на условиях концессии. На этих условиях строятся объекты ЦКАД и трассы М11 (Москва – Санкт-Петербург).

Порядок, позволяющий инвестору самому предложить государству проект концессии, действует с мая 2015 г. Если проектом не заинтересуется никто из инвесторов, кроме самого инициатора, обязательный конкурс проводить не требуется, напоминает руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО Центра» Николай Захаров.

Допуск «Автодора» к отбору проектов, предложенных в порядке частной инициативы, позволит госкомпании оперативно начинать проекты при наличии интереса со стороны частных партнеров, говорит представитель «Автодора». Интерес к этому механизму проявляет, по его словам, большинство ведущих участников инвестиционного рынка.

Инструмент частной инициативы позволяет государству сократить расходы на подготовку документов по проекту и – при отсутствии конкуренции – заключить соглашение с инвестором в кратчайшие сроки, добавляет представитель Минэкономразвития. По его словам, министерство поддерживает предложение Минтранса.

В мире частную инициативу применяют широко, но в России могут возникнуть затруднения, допускает партнер группы корпоративных финансов КПМГ Степан Светанков: инвестор должен предоставить банковскую гарантию на 5% от прогнозной стоимости финансирования проекта, а дорожные проекты, как правило, капиталоемкие.

Долго и сложно

Сейчас, для того чтобы реализовать федеральный проект, предложенный в порядке частной инициативы, необходимо согласие правительства. Оно назначает ведомство, ответственное за проект, для дальнейшей его разработки.

В понедельник на портале tоrgi.gov.ru было зарегистрировано 236 заявок инвесторов, поданных в порядке частной инициативы; проектов на федеральном уровне не предложено ни одного, региональных – семь, остальные адресованы муниципалитетам. Реализованных дорожных проектов, предложенных в порядке частной инициативы, пока нет, знает Светанков. «Пока это лучшая иллюстрация эффективности инструмента, – иронизирует один из консультантов предприятий автодорожной отрасли. – Но будет неплохо, если он все-таки заработает». Сам по себе механизм частной инициативы вряд ли стимулирует инвесторов строить больше дорог, но как инструмент он удобен, согласен Захаров из «НЭО Центра». В пример он приводит строительство железнодорожных переездов в Московской области, инициированных в порядке частной инициативы. Наделить «Автодор» правом самостоятельно рассматривать заявки инвесторов абсолютно логично: раз компания отвечает за реализацию инвестпроектов, то и оценивать проекты должна только она, считает Захаров.

Логичнее всего ждать заявок от строительных компаний, говорят Светанков и Захаров. В том числе от региональных, пока не вовлеченных в проекты частно-государственного партнерства, но заинтересованных заработать как на инвестициях, так и на последующем обслуживании дорог, добавляет Светанков.

Представитель «Мостотреста» затруднился оценить перспективность механизма. «Ситуация на рынке такая, что пока речь идет о выживании бизнеса, а не о запуске новых концессий», – пессимистичен топ-менеджер крупной компании – дорожного строителя.

Частная инициатива не самый плохой инструмент, хотя пока и не отработанный, говорит менеджер одного из госбанков: банк даже подумывал сам предложить в порядке частной инициативы дорожный проект в одном из регионов, который государство софинансировало бы на средства, собранные с помощью системы «Платон». Но при наличии нескольких инвесторов, готовых предложить примерно одинаковые условия, инициатор рискует потратить деньги на разработку проекта впустую – в законодательстве нет механизма компенсации затрат, в случае если инициатор проекта не выиграет конкурс, предупреждает Захаров.

В ситуации, когда федеральные власти еще не определились, кому рассматривать запросы о частной инициативе по проектам на федеральном уровне – одному Минфину, или вместе с Минэкономразвития, либо отраслевым министерствам, отвечающим за соответствующую отрасль, – предложение Минтранса выглядит выбивающимся из общей логики обсуждения, замечает председатель совета директоров инвесткомпании InfraOne Альберт Еганян. Если проект постановления будет принят, это будет означать, что победил отраслевой подход, считает он.

Представитель самого Минтранса отказался от комментариев. Не стал комментировать предложение ведомства и представитель вице-премьера Аркадия Дворковича: проект постановления еще не поступал в правительство.