Правительство Ирана борется со стражами исламской революции за контроль над экономикой

Вооруженное формирование активно занимается бизнесом, отпугивая иностранных инвесторов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Экономика Ирана резко ускорилась с тех пор, как в 2015 г. было подписано международное соглашение об ограничении его ядерной программы. Многие международные санкции были сняты, и теперь правительство президента Хасана Роухани заново открывает двери иностранным компаниям.

Однако за годы, что страна находилась под санкциями, созданный в 1979 г. Корпус стражей исламской революции (КСИР) создал сеть предприятий, доминирующих в различных отраслях – от энергетики до телекоммуникаций. Чтобы привлечь западные инвестиции, правительство Роухани пытается восстановить контроль над экономикой, потеснив консервативный КСИР.

Роухани и командир КСИР Эбадалла Абдоллахи на публике отрицают разногласия. Но официальные лица с обеих сторон отмечают конфронтацию из-за активного участия этого военного формирования в бизнесе. По словам пресс-секретаря правительства Мохаммеда Багера Нобахта, роль КСИР «должна быть ограничена теми областями, в которых частный сектор недееспособен или не заинтересован». Но советник Абдоллахи считает, что «правительство пытается изолировать КСИР, а не сосредоточено на развитии экономики». Сам Абдоллахи в декабре заявил, что желающие инвестировать в Иран компании думают лишь о собственной выгоде.

Две стороны

Закулисная борьба отражает более широкие споры по поводу будущего Ирана. Сторонники Роухани стремятся к либерализации общества и улучшению отношений с Европой и США. Президент отмечает преимущества отмены санкций, увеличения экспорта нефти и иностранных инвестиций. Но КСИР и консерваторы по-прежнему не доверяют Западу. Так, духовный лидер аятолла Али Хаменеи призывает к «экономике сопротивления», основанной на самодостаточности.

Рост ВВП Ирана был нулевым в 2015 г., согласно МВФ. Пятилетний план правительства предполагает его ускорение до 8% в год, но любое вмешательство КСИР может этому помешать, отмечает экономист Института международных финансов Гарбис Ирадян. Именно по этим причинам он снизил прогноз экономического роста Ирана с 5,5% до 4% в этом году. «Их [КСИР] позиция – препятствие для существенного восстановления экономики», – говорит Ирадян.

Последние десятилетия КСИР заключал соглашения с нуждавшимся в нефти Китаем и другими странами, которые не поддержали режим санкций. Также к нему перешли многомиллиардные контракты иностранных компаний, которые были вынуждены покинуть Иран. Но теперь влияние КСИР может помешать Тегерану привлечь иностранных инвесторов. Одна из причин – США не снимают санкции с основных подразделений КСИР и некоторых аффилированных с ним организаций, обвиняя их в нарушении прав человека. Это означает, что желающие сотрудничать с Ираном западные компании должны избегать КСИР. К тому же, многие из них просто боятся с ним конкурировать.

В центре разногласий находится Khatam al-Anbia, инженерно-конструкторская и строительная компания КСИР. Она была создана в 1989 г., чтобы трудоустроить демобилизованных после ирано-иракской войны солдат, среди которых был и Абдоллахи, и восстановить разоренные районы. Вскоре Khatam стала участвовать в крупнейших инфраструктурных проектах. Влияние компании выросло, когда в 2005 г. президентом был избран Махмуд Ахмадинежад. Кроме того, страны ЕС и ООН вслед за США ввели экономические санкции.

В 2010 г. европейские энергетические компании вышли из проекта по разработке газового месторождения «Южный Парс» стоимостью $21 млрд, и большую часть контрактов получил КСИР. Но с избранием Роухани президентом в 2013 г. правительство стало больше контролировать подобные контракты. Когда в марте 2014 г. было достигнуто предварительное соглашение об ограничении ядерной программы Тегерана, госкомпания National Iranian Gas Co. (NIGC) разорвала контракт с Khatam на строительство газопровода на $1,3 млрд. Как рассказал тогда управляющий директор NIGC Хамид-Реза Араки, Khatam почти не продвинулась в его выполнении. Хасан Даргахи, управляющий директор по нефти и газу Khatam, винил в этом недостаточное государственное финансирование, а проект до сих пор не завершен.

Аналогичная судьба постигла контракт Khatam стоимостью $970 млн на строительство моста длиной 2,3 км к острову в Персидском заливе. Оно началось в 2011 г., но через три года правительство раскритиковало Khatam за отставание от сроков строительства и потребовало вернуть деньги.

Железнодорожное противостояние

Одним из главных начинаний КСИР был проект высокоскоростной (250 км/ч) железной дороги стоимостью $2,7 млрд, которая должна соединить Тегеран, священный город шиитов Кум и древнюю столицу Исфахан. В 2010 г. госкомпания Islamic Republic of Iran Railways (IRIR) выдала основной контракт китайской China Railway Engineering Corp., которая стала сотрудничать с КСИР.

В начале 2015 г. правительство наняло консалтинговую компанию изучить контракт, говорят знакомые с ситуацией люди. Консультанты предложили снизить максимально допустимую скорость и закупить пассажирские вагоны не в Китае, а у Siemens по более низким ценам. Кроме того, проверка выявила, что в контракте не были полностью определены технические характеристики, рассказал в интервью замминистра транспорта Асгар Кашан.

Абдоллахи в письме вице-президенту Исхаку Джахангири пожаловался, что доклад был политически мотивированным, и предупредил о рисках задержки проекта, роста расходов и сокращениях рабочих, утверждают два источника. Во время интервью в мае Абдоллахи заявил, что никогда не писал такого письма, но сообщил, что регулярно обсуждает проблемы с Джахангири. Кроме того, Абдоллахи говорил местному новостному агентству Fars, что Иран приобретет за границей только то оборудование, которого нет в стране: «Почему мы должны [импортировать товары] в страну, у которой все есть?»

China Railway и представители Джахангири не ответили на запросы о комментариях.

После проверки контракта Тегеран начал вести переговоры о поставках вагонов и другого оборудования с Siemens и итальянской госкомпанией Gruppo Ferrovie dello Stato Italiane, сказал Кашан. Siemens подтвердила это, но не стала раскрывать детали. Также представитель немецкой компании заверил, что у нее нет никаких деловых отношений с компаниями, связанными с КСИР, и что она очень аккуратно подходит к сотрудничеству с Ираном. В свою очередь, Gruppo Ferrovie в марте заключила контракт на 700 000 евро на предоставление технической поддержки и будет консультировать IRIR в переговорах с China Railway по условиям контракта. Также в апреле Иран подписал рамочное соглашение о строительстве еще двух высокоскоростных железных дорог на 2,7 млрд евро, утверждает близкий к ситуации человек.

Постепенные перемены

Хоть Абдоллахи и оспаривает необходимость иностранных инвестиций, некоторые аффилированные с КСИР компании начинают нанимать западных консультантов и иранских менеджеров с умеренными взглядами. Делают они это, по словам информированных чиновников, чтобы, воспользовавшись сближением Ирана с Западом, отхватить кусок будущего пирога, сотрудничая с иностранным бизнесом, а не сопротивляясь его приходу. Так, контролируемая КСИР Telecommunication Company of Iran в 2014 г. наняла французскую Sofrecom, чтобы модернизировать сети и улучшить качество услуг, выяснила The Wall Street Journal из оказавшихся в ее распоряжении документов. Orange, материнская компания Sofrecom, не подтвердила эту сделку, но призналась, что вела переговоры в Иране.

Также некоторые энергетические компании, аффилированные с КСИР, начали переманивать молодых инженеров у компаний, не связанных со стражами, говорит управляющий директор государственной Pars Oil & Gas Акбар Шабанпур: «Им приходится это делать, если они хотят быть частью нового Ирана».

Перевел Алексей Невельский

Читать ещё
Preloader more