Экономика
Бесплатный
Елизавета Базанова
Статья опубликована в № 4081 от 25.05.2016 под заголовком: Продать ненужное

Минэкономразвития заставит госкомпании быстрее продавать непрофильные активы

В противном случае их следует лишать господдержки, считают в ведомстве

Госкомпании с непрофильными активами могут лишиться господдержки и госгарантий. Уведомление о подготовке проекта такого постановления правительства опубликовано на regulation.gov.ru. Сейчас министерство разрабатывает методику, по которой госкомпании должны будут определить, какие активы для них профильные и можно их не продавать, рассказывает представитель Минэкономразвития. Появятся и критерии, по которым можно будет определить, насколько эффективна продажа активов. Среди них – несвоевременная и плохая подготовка программ отчуждения активов, а также их неполное выполнение, перечисляет представитель Минэкономразвития. Госкомпании составили список из 4670 непрофильных активов, говорит он, продано на 176,7 млрд руб.

Минэкономразвития уже рассылало письмо с порядком продажи непрофильных активов, а президент Владимир Путин поручал правительству установить порядок оценки и продажи каждого непрофильного актива (копия есть у «Ведомостей»). Но из 51 госкомпании, где проводился мониторинг, лишь 21 утвердила и более чем на четверть выполнила программу, рассказывает федеральный чиновник. Непрофильные активы госкомпаний продаются медленно, признавал ранее руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев: «Если речь идет о ресторанах, увеселительных заведениях, спортивных командах, то нужно это все продавать» (цитата по «Интерфаксу»). Представитель ФАС не ответил на запрос «Ведомостей». Компании плохо выполняют программы из-за отсутствия спроса на рынке, низкой ликвидности объектов, их высокого износа или из-за необходимости проводить повторные торги, говорит федеральный чиновник.

Помощь от бюджета

233,4 млрд руб. составили в 2015 г. взносы в госкорпорации и госкомпании из бюджета, по данным Счетной палаты. Это на 46% больше, чем в 2014 г.

За 2010–2015 гг. «Русгидро» реализовала 142 непрофильных актива, рассказывал представитель компании, план на этот год – еще 286. Большинство из них – социально-бытовые объекты (квартиры, общежития), а также инфраструктурные, говорит сотрудник госкомпании. Для оптимизации затрат на их содержание квартиры сдаются в аренду, а инфраструктурные объекты безвозмездно передаются в федеральную и региональную собственность, продолжает он. Совет директоров ФСК в марте 2016 г. утвердил новую редакцию программы управления непрофильными активами – с учетом текущей ситуации на рынке, говорится в ответе представителя госкомпании. В 2015 г. выручка ФСК от реализации непрофильных активов превысила 1,9 млрд руб. (без НДС), прогноз на этот год – около 2 млрд, приводит он данные. РЖД внесет в совет директоров программу продажи непрофильных активов до июня, говорит представитель компании. Доходы РЖД от продажи акций за 2015 г. – 19,3 млрд руб., всего за 10 лет компания заработала на отчуждении непрофильных активов около 260 млрд, рассказывает он. «Россети» продали уже 75% непрофильных активов на 534 млн руб., отмечает представитель компании. Решение по реализации оставшихся непрофильных активов будет принято до конца 2016 г., рассказывает он, а сама продажа произойдет в 2017 г., что соответствует срокам. «Роснефть» планирует продать доли в пяти банках как непрофильные активы, следует из информации, размещенной на сайте компании. Всего она предлагает к продаже 38 непрофильных активов – это компании, занимающиеся телекоммуникациями, санаторно-курортным обслуживанием, производством бытовой электроники, организацией питания, среди непрофильных активов есть и СМИ. Представитель «Роснефти» вчера вечером не ответил на запрос «Ведомостей».

Нормальная практика в кризис – избавляться от того, что не нужно, говорит партнер ФБК Игорь Николаев: от продажи непрофильных активов выигрывают и бюджет (могут вырасти дивиденды), и сами госкомпании, сокращающие издержки. Но продавать нужно было раньше, когда ситуация на рынке была лучше, полагает он. Сейчас же тяжело продавать и профильные качественные активы, что уж говорить о большинстве непрофильных объектов госкомпаний, считает консультант одной из них. Все зависит от конкретной компании, согласен партнер KPMG Антон Усов: если ей нужны деньги, продажа непрофильных активов могла бы стать одним из источников средств. Но предлагаемые Минэкономразвития меры чрезмерны, продолжает он: продажа таких активов становится самоцелью, хотя нужно повышать эффективность работы госкомпаний, а не заставлять их на плохом рынке продавать активы.