Деньги из офшоров могут прийти в инфраструктурные проекты

Фонды с капиталом в 8–9 млрд евро проявили к ним интерес, говорится в докладе InfraONE
Деофшоризация может привести деньги в российские инфраструк­турные проекты, говорится в докладе InfraONE/ Е. Разумный/ Ведомости

Инвестиции бюджета в инфраструктуру продолжат сжиматься и получить эти деньги будет все труднее, констатируют авторы доклада «Инвестиции в инфраструктуру», подготовленного компанией InfraONE к Петербургскому международному экономическому форуму. По их оценкам, капитальные вложения федерального бюджета (без «специального комплекса», связанного с ВПК) в 2016 г. могут составить порядка 500 млрд руб., или 0,6% ВВП – почти вдвое меньше, чем в 2011 г. (см. график). Регионы смогут потратить на инфраструктуру (транспортную, социальную и ЖКХ) около 1,1 трлн руб. Если бы эти деньги были вложены через концессии или государственно-частное партнерство, то сумма выросла бы почти до 3,5 трлн руб., говорится в докладе (в среднем в действующих проектах на 1 руб. государства приходится 3,175 руб. привлеченного финансирования).

Внебюджетное финансирование (крупнейшие госбанки, пенсионные накопления, РФПИ и т. д.) InfraONE оценила в 1,79 трлн руб. (на основе данных компаний, опросов участников рынка). Часть этих денег пока за границей, но может вернуться в Россию. «В свете объявленного властями курса на деофшоризацию ряд формально иностранных фондов стали присматриваться к инфраструктурному рынку как к возможности вернуть капитал из офшоров, инвестировав его в России», – говорится в докладе.

Существенное преимущество таких проектов – участие в них государства, доходность приемлемая – для фондов от 15% годовых, объясняют авторы исследования. «Такие фонды уже осуществили первые сделки «на пробу», и мы ожидаем, что уже в 2016–2017 гг. «фонды вернувшихся денег» увеличат инвестиции в инфраструктурные проекты», – отмечает руководитель исследовательской группы InfraONE Маргарита Лютова. Фонды «вернувшихся денег» зарегистрированы не в офшорных юрисдикциях, подчеркивает Лютова, а просто за границей, но капитал, который они привлекают, может иметь различное происхождение, в том числе и из офшорных юрисдикций.

Заграница дорожает

Бизнес начал уходить из офшоров, говорит Романенко: для некоторых стало слишком дорого содержать там компанию. В отдельных случаях это даже невыгодно, согласна партнер KMPG Анна Воронцова, в традиционных холдинговых юрисдикциях – Швейцарии, Нидерландах, Люксембурге – процентные ставки отрицательные. Некоторые холдинги переезжают в Россию из-за присоединения к автоматическому обмену информацией. По данным ЦБ, в 2015 г. был зафиксирован рост притока капитала из некоторых офшоров: с Багамских и Бермудских островов – на 43 и 9% до $5,2 млрд и $1,9 млрд соответственно. Приток инвестиций из стран, которые традиционно использовались для транзита капитала, – Люксембурга, Кипра и Нидерландов – сменился оттоком. Резиденты Кипра забрали из России $7,2 млрд, в Люксембург вернулось $5,8 млрд.

Доступный капитал фондов, которые проявляют интерес к инфраструктуре, InfraONE оценивает в 8–9 млрд евро. Но это условно доступный капитал, из-за валютных рисков инвестиционный потенциал таких фондов сокращается до 2–2,5 млрд евро (собственно капитал российских вкладчиков) – около 10% от общего доступного внебюджетного финансирования (1,79 трлн руб.). Эти деньги могут стать хорошей поддержкой российского инфраструктурного рынка, говорит старший менеджер группы по управлению строительными проектами KPMG Алексей Медников, их хватит на несколько крупных федеральных проектов. Интересными могут быть в первую очередь проекты платных дорог «Автодора», полагает Медников. Инфраструктурные проекты действительно интересны для возвращающегося капитала, подтверждает партнер Ronlaw Павел Романенко. Но кроме валютных рисков могут возникнуть и другие препятствия, пишет InfraONE: ограничена возможность господдержки компаний, зарегистрированных в офшорных или иностранных юрисдикциях.

Дело, скорее всего, не в деофшоризации, а в диверсификации инвестиций, считает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Свободных денег довольно много, а надежных вложений недостаточно, поэтому инвесторов привлекают федеральные инфраструктурные проекты или с регионами, рейтинг которых не ниже странового, полагает Ковалев. Таким инвесторам могут быть интересны и средние проекты до 15 млрд руб., считает Ковалев. Есть смысл начинать с небольших концессионных проектов, например проектов строительства платных ж/д переездов в Московской и Ленинградской областях, согласен руководитель проектов практики «Инфраструктура» «НЭО центра» Евгений Мазур. Но пока инвесторам не хватает проектов, пишет InfraONE: в ближайшие годы теоретически доступных денег на рынке будет больше, чем качественных проектов.