Экономика
Бесплатный
Александра Прокопенко
Статья опубликована в № 4106 от 30.06.2016 под заголовком: Диверсификация невозможна

Диверсифицировать российский экспорт не получается

Мешают непредсказуемость политики и плохой инвестклимат

Диверсифицировать российский экспорт в краткосрочной перспективе невозможно, следует из июньского бюллетеня департамента исследований и прогнозирования Банка России «О чем говорят тренды».

Слабый рубль создал конкурентные преимущества для российских компаний, отмечают аналитики ЦБ: «Однако это условие является недостаточным для расширения номенклатуры российского экспорта и преобразования экспортной структуры страны». Так, среди более 1200 товаров, экспортированных Россией в последние годы, сравнительными преимуществами обладали только 117 (т. е. около 10%), подсчитали аналитики ЦБ. Большинство из них относится к сырьевым и промежуточным. На них пришлось 97% стоимости всего экспорта. По другим товарам Россия сравнительными преимуществами (с точки зрения сложившегося международного распределения труда) не обладала, говорится в документе.

Точки роста есть

В I квартале 2016 г. по сравнению с январем – мартом 2015 г. в 29 раз в стоимостном выражении вырос экспорт антенных усилителей, указывает Саламатов, на 32% в количественном – светоизлучающих диодов, в 404 раза – свечей зажигания.

Таким образом, российский экспорт имеет низкий потенциал для диверсификации, заключают эксперты ЦБ: «В сложившихся условиях увеличить разнообразие экспортных товаров, имеющих сравнительные преимущества, будет крайне сложно даже при ослаблении рубля». Для диверсификации экспорта предлагается расширить номенклатуру товаров, обладающих сравнительным преимуществом как за счет новых, технически более сложных товаров с высокой добавленной стоимостью, так и за счет повышения конкурентоспособности уже экспортируемых товаров, говорится в документе. Но нарастить экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью можно лишь в долгосрочной перспективе, поскольку это требует инвестиций в модернизацию производственных мощностей, открытие новых производств и внедрения современных технологий, отмечают аналитики ЦБ. Они также предлагают унифицировать стандарты качества российской экспортной продукции с международными системами стандартов, продвигать ее на внешних рынках и расширить меры государственной поддержки экспорта.

В последние годы по многим несырьевым позициям экспорт существенно вырос, говорит генеральный директор исследовательского центра ITI Владимир Саламатов, и хотя их объемы еще несопоставимы с объемами экспорта традиционных товаров, цифры говорят о том, что у наших высокотехнологичных производств потенциально хорошие экспортные перспективы. Диверсифицировать структуру экспорта за два года невозможно, категорична профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, но в перспективе пяти и больше лет это реалистично. Однако потребует прихода в страну иностранных инвесторов и технологий. Чтобы это случилось, надо работать над инвестклиматом, менять политику и делать ее более предсказуемой, считает она: «Предсказуемость и политическая стабильность – обязательные составляющие диверсификации экспорта, без них ничего не будет».