Ввести «Платон» на региональных дорогах хотят власти Краснодарского края

Грузовики объезжают федеральные трассы, объясняют они
Регионы ждут, что им заплатят/ С. Портер/ Ведомости

Чтобы не платить за проезд по федеральным трассам, грузовики стали объезжать их по региональным, жалуются депутаты Законодательного собрания Краснодарского края в пояснительной записке к законопроекту. Это разрушает дороги, которые приходится ремонтировать из региональных бюджетов, говорится в документе, внесенном в Госдуму.

Оплачивать ремонт они предлагают перевозчикам – начать брать с них плату за проезд по региональным и межмуниципальным дорогам. Плата за проезд не вырастет, пишут депутаты, просто перевозчики не смогут экономить, съезжая на региональные дороги.

Еще идеи

Штрафы за неоплаченный проезд 12-тонника по региональным трассам краснодарцы (еще одним законопроектом) предлагают направлять в региональные бюджеты.

За проезд по федеральным трассам большегрузы (тяжелее 12 т) с 15 ноября должны платить 1,53 руб. за каждый километр. Изначально тариф был установлен на уровне 3,73 руб., по требованиям перевозчиков он был снижен, но осенью правительство обсудит его повышение. За восемь месяцев система «Платон» собрала 11 млрд руб., по данным «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, оператор «Платона», принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест»). Минтранс рассчитывает, что за год будет собрано 20 млрд руб., плата РТИТС составит 10,6 млрд руб. в год (см. график).

Бюджеты регионов уже потеряли от введения «Платона» порядка 8,7 млрд руб. – столько они недополучат транспортного налога в 2016 г. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют не платить этот налог тем, кто несет расходы на «Платон». В качестве компенсации некоторые регионы (в этом году – 24 региона), где с дорогами совсем плохо, получат 10,85 млрд руб. на срочный ремонт. Краснодарский край ничего не получил.

Это не первое заявление региональных властей о необходимости распространить «Платон». Аналогичный законопроект предлагали депутаты Калужской области. Но комитет по бюджету и налогам Госдумы и Счетная палата решили, что вводить плату стоит только после отработки системы на федеральных трассах и анализа ее экономической эффективности.

Ранее аналогичные предложения не были поддержаны депутатами, напоминает представитель Минтранса. Оценку инициативе не дает. С момента запуска «Платона» Росавтодор не фиксировал значительного перераспределения грузопотоков с федеральной дорожной сети, сообщил представитель агентства. Объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден, так как приведет к росту цены перевозки, подсчитали в Росавтодоре: если путь становится длиннее больше чем на 5–10%, то нет смысла делать крюк.

Тяжелый транспорт пускают не на все региональные дороги, отмечает директор автопарка Itella в России Михаил Кузьмин. К тому же если уходить на региональные дороги, теряется время, они узкие и загруженные, из-за чего срываются сроки поставки, продолжает Кузьмин. Нагрузка на региональные и муниципальные дороги растет, не согласен директор по операциям FM Logistic Александр Павлов, регионам нужны дополнительные деньги на восстановление полотна. Мера логична, отмечает он, но труднореализуема сейчас: общий экономический спад, снижение покупательной способности, увеличение финансовой нагрузки оказывают негативное влияние на всех игроков отрасли перевозок, три года назад подобные инициативы были бы встречены более спокойно. Грузоперевозчики будут против – это увеличит финансовую нагрузку на них в непростой экономической ситуации, говорит представитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.