Валютные резервы развивающихся стран снова растут

Этому способствует приток портфельных инвестиций
В долларовом выражении с начала года они увеличились на $100 млрд до $6,75 трлн/ М. Стулов / Ведомости

Валютные резервы развивающихся стран возобновили рост после полуторагодового снижения, сообщает Financial Times (FT). Уменьшение их резервов происходило на фоне оттока капитала, роста дефицита счета текущих операций и падения цен на сырье. Только в Китае с июня 2014 г. по март 2016 г. они сократились на 20% до $3,2 млрд из-за попыток поддержать курс юаня.

Но в этом году инвесторы из развитых стран вышли на рынки облигаций развивающихся в поисках доходности на фоне рекордно низких и даже отрицательных процентных ставок в США и Европе. «Основной драйвер [роста резервов] – возобновление притока портфельных инвестиций», – говорит стратег Morgan Stanley Джеймс Лорд (цитата по FT).

На прошлой неделе стоимость облигаций, которые торгуются с отрицательной доходностью, достигла $13,4 трлн. По словам инвесторов, привлекательность более рискованных облигаций развивающихся стран связана не только с их более высокой доходностью, но и с чрезвычайно мягкой денежной политикой главных центробанков развитых стран. Приток инвестиций в облигации на развивающихся рынках достиг в июле рекордных $14,1 млрд, по данным EPFR Global.

Новые деньги

60 млрд фунтов – на столько совет Банка Англии расширил программу скупки правительственных облигаций ($80 млрд) до 435 млрд. Деньги будут потрачены в течение полугода. До сих пор программа была приостановлена, так как средства были окончательно выбраны еще в октябре 2013 г.

Грегори Питерс из Prudential Fixed Income называет такую ситуацию «сюрреалистичной» и отмечает, что она вызвана прежде всего действиями центробанков. «Если центральные банки продолжат такую политику, инвесторы будут еще больше скупать облигации», – говорит Ричард Сегал из Manulife Asset Management (цитата по Bloomberg). Так, в начале августа Банк Англии опустил ключевую процентную ставку впервые с 2009 г. до нового рекордного минимума (0,25%) и возобновил программу скупки гособлигаций (см. врез). Ставки ЕЦБ тоже рекордно низкие, и есть опасения, что ему не хватит ценных бумаг для выполнения программы покупки облигаций на 80 млрд евро в месяц. Также многие инвесторы сомневаются, что Федеральная резервная система США повысит процентные ставки в этом году.

По данным Morgan Stanley, совокупные резервы 31 основной развивающейся страны за последние три месяца выросли на 1,1%. В долларовом выражении с начала года они увеличились на $100 млрд до $6,75 трлн. На пике в июне 2014 г. они составляли $7,66 трлн. При этом в Индии, на Филиппинах, Тайване и в Южной Корее они достигли рекордного уровня. Накапливая резервы, центральные банки готовятся к повышению ставок ФРС, считает Кун Чоу из Union Bancaire Privee, после повышения валюты развивающихся стран значительно ослабнут (цитата по Bloomberg).

Пока ни один центробанк развивающейся страны не признавался в интервенциях для ослабления национальной валюты, отмечает FT. Такая стратегия способствует росту валютных резервов. Прибегнуть к ней могут Тайвань, Индия, Южная Корея и Бразилия, считает стратег Brown Brothers Harriman Вин Тин: «Зачем им более крепкая валюта, если учесть не очень сильный экономический рост развивающихся стран?» Так, курс бразильского реала, падавший по отношению к доллару в последние годы, укрепился примерно на 20% в 2016 г., несмотря на рецессию в Бразилии.