Экономика
Бесплатный
Александра Прокопенко|Филипп Стеркин
Статья опубликована в № 4175 от 05.10.2016 под заголовком: Налоговая пауза

Минфин не собирается менять налоговую нагрузку

Она вырастет только для нефтегазового сектора

Минфин не предлагает кардинальных изменений налогов до 2019 г., следует из проекта Основных направлений налоговой политики (ОННП, «Ведомости» ознакомились с ним). Рост нагрузки ждет только нефтегазовый сектор, будут повышены и некоторые акцизы (см. статью на стр. 18).

Весь сентябрь в правительстве и Кремле шли налоговые споры – для мобилизации доходов Минфин предлагал разные варианты повышения нагрузки на бизнес и население. Они касались НДС, взносов с фонда оплаты труда, подоходного налога, НДПИ. В частности, Минфин предлагал «ненефтегазовый налоговый маневр» – унификацию ставки страховых взносов, ее поэтапное снижение и повышение НДС. Поступления в бюджет от него Минфин оценивал уже в следующем году в 600 млрд руб., а всего за 2017–2019 гг. – в 1,2 трлн руб.

Но в итоге президент Владимир Путин решил не повышать основные налоги до 2019 г. Решение закреплено и в проекте ОННП.

Минфин в ОННП придерживается стратегии не повышать налоговую нагрузку на предпринимателей, подчеркивает представитель министерства, но, поскольку бюджет нужно наполнять, в документе описываются «дополнительные изъятия» с нефтегазовой отрасли. Речь идет о радикальном завершении «нефтяного маневра» в 2018–2020 гг., включающего отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост НДПИ и корректировку акцизов.

Налоговая нагрузка на российскую экономику – 30,17% ВВП – сопоставима со странами ОЭСР (34,44% ВВП в 2014 г.), пишет Минфин. Вместе в неналоговыми платежами нагрузка несколько выше – 30,77%. Минфин намерен проанализировать все неналоговые платежи, и те, у которых налоговая природа, включить в Налоговый кодекс. С середины 2000-х появилось 50 обязательных неналоговых платежей, подсчитывала юрфирма «Пепеляев групп» для ТПП. За 2014 г. их сумма составила не менее 700 млрд руб. (или 0,99% ВВП). За пользование водными объектами бизнесу пришлось заплатить 10,4 млрд руб., за пользование недрами – 90 млрд, еще 21,2 млрд – за пользование радиочастотным спектром.

Что предложено

Минфин предлагает закрепить некоторые принятые решения: освободить до 2019 г. от НДФЛ самозанятых, увеличить федеральную долю налога на прибыль с 2 до 3 п. п. из 20%, перераспределив доходы в пользу «бедных регионов» (около 117 млрд руб. в 2017 г.). Предлагается модифицировать работу консолидированных групп налогоплательщиков: ограничить сумму убытка, которую можно переносить на финансовый результат.

Среди развивающихся стран Россия по уровню налоговой нагрузки занимает второе место после Бразилии, приводил данные президент Сбербанка Герман Греф на инвестфоруме в Сочи. В 2014 г. налоги выросли в целом по экономике по сравнению с 2008–2009 гг., следует из расчетов РСПП, которые приводит Минфин (см. таблицу). России нужно получать преимущества по сравнению с другими странами, советует руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: у нас непривлекательный инвестклимат, высокая стоимость труда, высокие налоги – «нужно в чем-то быть лучше других стран». Проще всего это сделать за счет сокращения налогов, заметил он: «С точки зрения роста важен не объем расходов, а совершенствование их структуры».

Бизнес и инвесторов чрезвычайно лихорадит от дискуссий по изменению налоговых условий – бизнесу нужна стабильность, говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Он надеется, что к 2019 г. вообще отпадет необходимость повышать налоги. Нужно предложить реформу, которая избавила бы от повышения налогов, считает председатель ЦСР Алексей Кудрин: повышать пенсионный возраст, реформировать неэффективный госсектор, переводить социальную поддержку в адресную форму.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more