Стратегическими инвесторами не смогут стать ритейлеры и строители жилья

Депутаты приняли в первом чтении поправки к закону
Положения нового закона могут отпугнуть инвесторов/ Евгений Разумный/ Ведомости

Заксобрание 18 января приняло в первом чтении поправки в городской закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга». Комитет по инвестициям впервые представил его в мае прошлого года. Поправки предполагают существенное изменение требований к проектам, которые могут получить статус стратегических, в сторону ужесточения.

Комитет предлагает прописывать в соглашении объем инвестирования, срок реализации, количество созданных объектов, рабочих мест, объем налоговых отчислений и другие детали проекта. Если компания не будет придерживаться этих показателей, она может потерять статус стратегического инвестора и лишиться льгот (возможности платить за аренду только 1,5% от кадастровой стоимости участка и права выкупить его впоследствии за 25% цены). Также правительство Петербурга может лишить инвестора статуса стратегического, если он сменит целевое назначение объекта, предоставит ложные данные о себе или сменит владельцев. В случае потери статуса инвестор будет обязан возместить недополученные доходы в бюджет Петербурга и вернуть городу участок, выделенный целевым назначением.

Законопроект также предлагает ограничить действие статуса стратегического инвестора сроком окупаемости проекта, но не более чем 10 годами. Кроме того, претенденты на этот статус должны будут доказать, что они реализуют инвестпроекты в данной отрасли не менее 10 лет. Также среди требований к инвестору – обязательная постановка на налоговый учет в Петербурге и осуществление мер по импортозамещению. В целом законопроект направлен на создание дополнительных гарантий реализации проекта и возмещение недополученных средств в бюджет в случае отказа инвестора от заявленных планов, цитирует пресс-служба комитета по инвестициям его председателя Ирину Бабюк.

Статус есть

46 стратегических инвестпроектов находятся в процессе реализации или уже завершены. В их числе строительство ЗСД, пассажирский порт «Морской фасад», заводы «Хэнде мотор компани», «Ниссан мотор компани», «Тойота мотор корпорейшен», ЖК «Балтийская жемчужина»

Ко второму чтению в документ предполагается внести изменения, сообщает комитет по инвестициям. Планируется дополнительно продумать способы продления соглашения со стратегическими инвесторами, а также расширить перечень приоритетных отраслей по стратегическим проектам, уточняет председатель комитета по законодательству Денис Четырбок. Раньше льготы для стратегических проектов распространялись на все отрасли, теперь планируется ограничить их промышленностью, транспортно-логистической деятельностью, созданием инженерной инфраструктуры и туризмом, включая создание гостиниц, добавил он. Также на льготы могут рассчитывать проекты в области здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, науки и инноваций. Направления, связанные с жилищным строительством и торговлей, исключены из перечня ввиду высокой коммерческой эффективности инвестиций в данных секторах, поясняется в сообщении комитета по инвестициям. Обновленный рабочей группой список может стать более открытым, однако жилую недвижимость и торговлю в этот перечень добавлять точно не планируется, сказал Четырбок.

«Сохранение целевого назначения проекта вполне логичное и необходимое требование. Сомнения вызывают основания для лишения статуса стратегического инвестора, которые есть в последней редакции законопроекта, в частности смена собственников. В ходе реализации проекта инвестором его положение может измениться, в том числе вполне возможны изменения в составе акционеров, но если компания соблюдает все требования по соглашению с городом и не меняет целевое назначение стратегического объекта, то почему его нужно лишать статуса стратегического инвестора?» – рассуждает исполнительный директор Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. По ее словам, наличие закона – фактор инвестиционной привлекательности, но большое количество ограничений может нивелировать его ценность.

В законопроекте не хватает конкретных указаний на те типы объектов, в которых город остро нуждается, например «детский театр» или «районная библиотека», с указанием их ориентировочной стоимости и стоимости затрат на реализацию, тогда поиск инвесторов был бы максимально упрощен, замечает исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов.

По словам начальника аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрия Кумановского, предоставляемых льгот недостаточно, необходимо как минимум обеспечить инвесторам инженерную инфраструктуру: «В городе много промзон, которые не развиваются из-за этого. Автопроизводители стали приходить в город только после того, как администрация предоставила им инфраструктуру».

Поток инвестпроектов в Петербург не снизился, несмотря на кризис: в городе реализуется около 13 проектов на сумму 82 млрд руб., говорит Алексей Антонов, аналитик «Алор брокера». Не меняется отраслевая направленность проектов, а значит, экономика буксует в одних и тех же проблемах; очень мало проектов экологической направленности и наукоемких отраслей в сфере машиностроения, именно под них необходимо формулировать условия, считает он. По его мнению, условия предоставления статуса стратегического инвестора жесткие и будут негативно влиять на инвестиционную привлекательность города.