Набиуллина остается еще на пять лет

Президент Путин намерен продлить полномочия председателя Центробанка
Набиуллина остается еще на пять лет/ М. Стулов/ Ведомости

Президент России Владимир Путин сегодня заявил, что намерен внести в Госдуму кандидатуру Эльвиры Набиуллиной для продления ее полномочий на посту председателя Центробанка. Об этом он сказал ей лично на встрече, анонсированной за час до начала. Президент выразил надежду, что ЦБ под руководством Набиуллиной продолжит действовать независимо и уверенно.

Банк России подотчетен Госдуме, которая утверждает его председателя по представлению президента каждые пять лет – срок полномочий раньше составлял четыре года, но с июля 2013 г. продлен. Набиуллина была назначена главой ЦБ с 24 июня 2013 г. По действовавшему тогда законодательству срок ее полномочий истекает в 2017 г.

Центробанк под руководством Набиуллиной провел реформу денежно-кредитной политики. Он отказался от привязки курса рубля к стоимости бивалютной евро-долларовой корзины, сделав курс плавающим, и перешел к таргетированию инфляции, декларировав целью ее снижение до 4% в 2017 г. Спустя четыре года эта цель близка к достижению (4,6% в феврале).

Зачистка банков

Еще одна реформа была проведена в банковском секторе, она получила название «зачистка»: с 2013 г. по февраль 2017 г. ЦБ отозвал лицензию у 308 банков, или почти у каждого третьего. Перед началом оздоровления банковского сектора число банков, заподозренных ЦБ в сомнительных операциях, составляло 150. Работу планировалось завершить за три года, но в феврале 2017 г. Набиуллина заявила, что пройдена только половина пути – оздоровлению помешали кризис и ухудшение банковских активов. На завершение этого процесса у ЦБ уйдет еще полтора-два года, вплоть до 2019 г., говорил в начале марта зампред ЦБ Василий Поздышев.

Банковская система активно обслуживала теневую экономику, и если закрывать на это глаза, то дыры в банках будут только расти, говорила Набиуллина в интервью «Ведомостям»: «Объем сомнительных операций, происходивших в банковской сфере, был велик, а стоимость таких операций была очень низкая. Важно было вовремя перекрыть кран». Ее предшественник Сергей Игнатьев, руководивший ЦБ с 2002 г., накануне ухода в отставку рассказал о масштабах теневых, в том числе криминальных, операций, оценив их почти в $50 млрд в год – столько было выведено из России только за 2012 г., говорил он «Ведомостям». Набиуллина получила от Путина карт-бланш на зачистку банков, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. В банковских кругах это называли «лицензией на отстрел».

Реформа надзора и санации

В 2016 г. Набиуллина объявила о начале реформы надзора - она началась с кадровых перестановок. Свои посты покинули первый зампред Алексей Симановский и зампред Михал Сухов - оба курировали надзор и проработали в ЦБ больше 20 лет. Должность первого зампреда занял Дмитрий Тулин, а зампреда - Ольга Полякова, возглавлявшая до этого Главное управление ЦБ по ЦФО. Набиуллина решила надзор централизовать - с марта надзорные функции территориальных учреждений начали передаваться в центральный аппарат.

В прошлом же году Набиуллина решила реформировать механизм банковских санаций, назвав его дорогим и неэффективным. Она предложила де-факто передать контроль за этим процессом Центробанку, отстранив Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и рыночных инвесторов - для рынка эти заявления прозвучали как гром среди ясного неба. После долгих дискуссий с правительством и отдельными министерствами Набиуллиной удалось одержать победу: санациями впредь будет заниматься ЦБ через подконтрольный ему фонд и управляющую компанию без привлечения АСВ и рыночных инвесторов, которые, как неоднократно заявляли представители ЦБ, зарабатывали на льготных кредитах регулятора и использовали балансы санируемых банков для хранения плохих активов. Кроме того, Набиуллиной удалось убедить правительство в том, что и контроль в самом АСВ должен перейти к Центробанку - у представителей регулятора вскоре будет семь кресел в совете директоров АСВ, а у правительства - пять (сейчас - наоборот). Законопроект, предусматривающий реформу механизма финансового оздоровления, вскоре должен быть рассмотрен во втором чтении.

Расчистка страховщиков

В сентябре 2013 г. новые времена настали и на страховом рынке: ФСФР стала частью мегарегулятора и страховщики перешли под надзор ЦБ. Тот активно взялся за «чистку» сектора: в середине 2013 г. в реестре ЦБ было 443 страховщика, к началу этого года осталось всего 256. Только за последние два года ушло 150 компаний: все они не соответствовали требованиям ЦБ по финансовой устойчивости и платежеспособности, многие не имели достаточных реальных активов. Сейчас регулятор переходит к риск-ориентированному надзору за страховщиками, проверяет соответствие их резервов обязательствам и собирает на каждого «досье»: не только финансовые показатели, но и данные о структуре собственности, операционной и бизнес-модели, системе управления. Все это он учтет, формируя для каждой компании программу надзора.

В прошлом году Набиуллина лично подключилась к решению кризисной ситуации на рынке ОСАГО: заявила о поддержке Центробанком законопроекта о приоритете натурального возмещения и подчеркнула, что между страховой компанией и страхователем должны перестать фигурировать деньги. Если не ограничить возможности мошенничества на рынке ОСАГО, он может стать убыточным в 2017 г., заявила она в феврале, выступая в Совете Федерации.

Расчистка НПФ

Первый этап расчистки пенсионного рынка начался в 2015 г. при вступлении в силу системы гарантирования прав застрахованных лиц: начались массовые проверки ЦБ частных фондов (НПФ), сами фонды должны были быть акционированы. У части фондов отзывалась лицензия, другим не было позволено вступить систему гарантирования, и они лишились возможности работать с пенсионными накоплениями. Сейчас в процессе ликвидации находится 34 НПФ. В марте 2017 г. действовали лишь 74 частных пенсионных фонда, при этом лишь 41 НПФ был допущен в систему гарантирования.

Самый известный скандал произошел в 2015 г. с НПФ, которые контролировал Анатолий Мотылев: семь его фондов лишились лицензии. Крупнейшими из лишившихся лицензий по итогам I квартала 2015 г. были НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» – 12-е место по объему пенсионных накоплений (34,3 млрд руб.), застраховано 821 700 человек, а также НПФ «Сберфонд Солнечный берег» – 14-е место (15,9 млрд руб.), застрахованы 256 600 граждан. Также из-за проверок при вступлении в систему гарантирования лишились лицензии НПФ, принадлежавшие Евгению Новицкому: летом 2016 г. ЦБ аннулировал лицензии «Первого национального», «Мечел-фонда», НПФ металлургов, «Цериха» и «Уральского финансового дома» (активы всей группы фондов составляли порядка 30 млрд руб., из них 17,5 млрд – пенсионные накопления более 336 300 человек). В конце 2016–начале 2017 г. ЦБ начал массовые проверки пенсионных фондов, которые не вступили в систему гарантирования: в марте лишился лицензии НПФ «Универсал».

Набиуллина и Путин

Карт-бланш Набиуллиной распространился и на денежно-кредитную политику: попытки повлиять на решения главы ЦБ успеха не имели, рассказывает высокопоставленный федеральный чиновник. Такие попытки часто предпринимали несогласные с политикой ЦБ министры финансово-экономического блока, вице-премьеры, чиновники Кремля, уверяет он: «Но эти попытки пока ничем не заканчивались». Для Путина Набиуллина и есть финансово-экономический блок, говорит другой чиновник. Бизнесмены рассказывали, что на нее вообще никак нельзя повлиять: когда они жаловались на нее Путину, тот стоял за нее горой, пересказывает чиновник.

Путин и публично неоднократно «стоял горой» за ЦБ, подчеркивая недопустимость вмешательства в политику регулятора и демонстрируя веру в правильность его действий. «Я не буду предлагать Эльвире Сахипзадовне дискутировать с вами, скажу за нее, что бы она вам ответила: необоснованное и преждевременное снижение ставки, чего бы очень, конечно, хотелось, может привести к инфляции и ослаблению национальной валюты, а если у нас ослабнет рубль, то тогда снизятся ваши инвестиционные возможности», – так ответил Путин на съезде РСПП на предложения члена бюро правления РСПП Владимир Потанина.

Штрихи к портрету

В 2014 г. Набиуллина вошла в топ-100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes, став единственной представительницей России в этом рейтинге. В 2015 г. журнал Euromoney признал Набиуллину лучшим руководителем среди центральных банков мира – за стабилизацию национальной валюты в условиях санкций и спада цены нефти и за очищение банковского сектора от ненадежных организаций. В январе 2017 г. журнал The Banker назвал Набиуллину лучшим центробанкиром Европы за успехи в снижении инфляционных ожиданий и за усилия по оздоровлению банковской системы.

«У нее уникальное сочетание профессионализма, женской интуиции и здравого смысла, что очень важно при принятии решений, так как не все в экономике можно оцифровать», - говорит работавший замом у Набиуллиной замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Эта женская интуиция помогает ей и тонко улавливать настроение президента, и настроение людей, соглашается другой чиновник.

Совладелец Бинбанка Микаил Шишханов считает, что решения Набиуллиной в сфере надзора «очень профессиональны, эффективны и имеют положительный результат с точки зрения расчистки банковской и пенсионной систем от недобросовестных игроков». «Эти действия оказывают позитивное влияние на финансовый сектор страны, поскольку создается почва для здоровой конкуренции между добросовестными игроками. Важно продолжать и поддерживать данную политику в долгосрочной перспективе.Также важно отметить правильные шаги по формированию свободного курсообразования, когда стоимость национальной валюты определяет рынок, и создание системы гарантирования пенсионных накоплений», – заявил Шишханов.

Набиуллиной прежде всего удалось изменить подход ЦБ к денежно-кредитной политике (ДКП) и надзору, говорит Олег Вьюгин, который в 2002-2004 гг. занимал должность первого зампреда ЦБ. «В ДКП мы перешли к таргетированию инфляции и плавающему курсу рубля, в надзоре акцент был сделан на очистке банковского сектора и отзыве лицензий у банков, которые проводят сомнительные операции или непрофессионально подходят к оценке рисков», - объясняет он.

Процесс очистки банковского сектора еще не окончен и ЦБ столкнулся с необходимостью переходить к новому механизму оздоровления банков за счет средств налогоплательщиков, указывает Вьюгин. «В новый срок председательства Набиуллиной кардинальных изменений уже не будет: задача завершить реформу надзора, в этом и логика продления ее полномочий», – считает он.