Получать бюджетные кредиты регионам может стать сложнее

Обсуждается запрет на их выдачу регионам с депозитами
Программа замещения коммерческого долга дешевыми бюджетными кредитами позволила регионам снизить долг/ Е. Разумный/ Ведомости

Губернатор Московской области Андрей Воробьев на Сочинском форуме попросил премьера Дмитрия Медведева подтвердить, что регионам сохранят возможность размещать временно свободные бюджетные средства на депозитах при наличии бюджетного кредита: «Сказали, что этого не будет. Но я думаю – лучше проговорю, чтобы точно не было». «Не будет», – пообещал премьер.

Но запрет все же обсуждается. Минфину при выдаче кредитов надо учитывать отсутствие у регионов банковских депозитов, следует из протокола от 28 марта правительственной комиссии по региональному развитию (с ним ознакомились «Ведомости»). Вопрос действительно обсуждается в правительстве, подтвердил представитель Минфина. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака воздержался от комментариев.

На этом ограничении настаивает Счетная палата, знает федеральный чиновник, но пока решение не оформлено в нормативных документах. При проверках были выявлены случаи привлечения бюджетных кредитов в периоды, когда на банковских депозитах были размещены временно свободные средства регионов, значительно превышавшие заем, объясняет представитель Счетной палаты.

Бюджетный кодекс запрещает регионам размещать на депозиты свободные бюджетные средства на срок более шести месяцев. Ограничение не распространяется на регионы, которые не получают федеральных дотаций. Выходит, что тем, кто наиболее зависим от федерального бюджета, и так нельзя использовать депозиты, а для тех, кто ведет грамотную бюджетную политику, а то и донором является, эту возможность хотят ограничить, жалуется региональный чиновник. Деньги лежат, ждут своего часа, а регион в это время меняет более дорогие займы на дешевые, отмечает он, депозиты и бюджетные кредиты – вещи несвязанные.

В январе 11 регионов размещали свободные бюджетные средства на депозитах, следует из данных казначейства, среди них – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Башкирия и др. Запрет не затронет большую часть регионов, которые нуждаются в кредитах, указывает Владимир Редькин из Fitch: сейчас мало кто размещает свободные средства на депозитах и в основном это сильные регионы без кредитов.

Программа замещения коммерческого долга дешевыми бюджетными кредитами позволила регионам снизить долг. В 2016 г. он вырос всего на 1,5% после роста на 11% в 2015 г. и на 20% в 2014 г., подсчитывали аналитики Moody’s. К 1 января 2017 г. доля бюджетных кредитов в структуре госдолга регионов увеличивалась до 22%, говорится в материалах Минфина.

В бюджете 2017 г. предусматривается 200 млрд руб. бюджетных кредитов, затем их сумма снижается до 50 млрд руб. в 2019 г. При этом регионам в 2017 г. предстоит погасить бюджетных кредитов на 20–30 млрд руб. больше, чем они получат. Уже со следующего года регионам придется снова занимать на рынке, чтобы погасить ранее взятые бюджетные кредиты, предупреждают аналитики АКРА.

В течение прошлого года долг регионов в целом снижался, указывала Счетная палата, но в декабре вырос до 2,35 трлн руб. Будет расти и дефицит бюджетов. Регионы закончили год с дефицитом в 12,6 млрд руб., оценили в Счетной палате, хотя 1 декабря 2016 г. был профицит в 501,8 млрд. В 2018 г. дефицит регионов может вырасти до 250–300 млрд руб., оценивает АКРА. Этому будет способствовать исполнение майских указов: по оценкам АКРА, расходы на зарплаты бюджетникам вырастут примерно на 690 млрд руб. (к уровню 2016 г.).

Политика федеральных властей в 2016 г. по отношению к регионам была чрезвычайно прагматична, даже цинична, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: меньше помогать, отобрать часть финансовых ресурсов у тех, кто побогаче, и переложить на регионы политические риски экономии социальных расходов. В 2017 г. она скорее всего продолжится, констатирует Зубаревич.