ФНС изучила налоговые технологии других стран

Оказалось, что Россия выше среднего, а внедрять чужие технологии проще, чем использовать
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Федеральная налоговая служба (ФНС) провела исследование, чтобы изучить уровень цифровизации налоговых систем разных стран и их успехи в управлении большими данными (Big Data, «Ведомости» ознакомились с копией доклада). Для этого она опросила 26 налоговых служб стран, входящих в консультативную группу Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Основная цель – выявить технологии, которые могут улучшить администрирование. Доклад будет представлен на заседании группы ОЭСР в Сингапуре в среду.

Технологии все активнее внедряются в работу налоговиков, констатирует в докладе руководитель ФНС Михаил Мишустин – он возглавляет рабочую группу FTA по электронным услугам и цифровым каналам доставки. Например, в России доля электронной отчетности выросла с 0,5% в 2002 г. до 91% в 2015 г., следует из материалов ФНС.

С 2013 г. заработала автоматизированная система контроля за уплатой НДС (обрабатывает миллионы электронных деклараций и около 15 млрд электронных счетов-фактур в год), которая позволяет автоматически находить несоответствие данных в цепочках поставок и невыплату налога. В 2016 г. сборы НДС выросли на 8,5%. А в I квартале 2017 г. – на 210 млрд руб. (на 17%) – почти половина дополнительных поступлений благодаря АСК, указывала служба.

Еще одна система – с 2016 г. производители шуб начали снабжать их RFID-метками и отчитываться по всей цепочке движения товаров, за апрель 2016 г.-март 2017 г. легальные продажи выросли в восемь раз по сравнению с 2015 г. А с 2018 г. под цифровой контроль попадет и ритейл – бизнес полностью перейдет на новые кассы, которые в онлайн-режиме передают данные налоговикам.

Сложные технологии

В исследовании участвовали как развитые (например, Норвегия, Австралия, США, Великобритания), так и развивающиеся страны – Россия, Коста-Рика и Филиппины. Результаты – анонимные. Всего ФНС задала 34 вопроса по двум разделам – Big Data, а также портальные решения и элементы естественной среды налогоплательщика (как его системы и налоговиков подстраиваются друг под друга). Каждый критерий оценивался по пятибалльной шкале в зависимости от того, на каком из пяти этапов находится страна – от возникновения технологии до передовой практики. Россия показала результат гораздо выше среднего, рассказывает федеральный чиновник, среди лидеров – Австралия, Сингапур, Дания, Новая Зеландия.

Большинство опрошенных стран понимают важность Big data и управления ими, говорится в исследовании. Но только 15% считают, что они используются во всех аспектах работы.

Хуже всего странам удается подстраивать законодательство под развитие технологий – только 16% осознали, что это нужно делать, 56% внедрили правительственный план, а один участник опроса даже не смог оценить себя по этому критерию. Лишь у 40% респондентов есть стратегия использования Big Data, а 56% только начинают развивать подход к интеграции всех данных. Только 31% опрошенных стран начали опираться на Big Data для анализа и управления налоговыми рисками, 8% – для работы с компаниями в режиме реального времени, например, предварительно заполняют декларации за них. Почти все скандинавские страны сами готовят подоходную налоговую декларацию для людей, рассказывает партнер EY Петр Медведев, человек может согласиться с ней или нет. Но это требует большого уровня доверия между налогоплательщиком и налоговиками, предупреждает он.

В 27% налоговых служб внутренний обмен данными находится на передовом уровне, у 43% он внедряется. Обмен улучшает качество контроля, объясняет чиновник, чтобы разные подразделения не задавали компаниям по-разному одни и те же вопросы, получая разные ответы. 70% стран собирают данные из самых разных источников, чтобы лучше понять поведение налогоплательщиков и разработать для них новые сервисы. В большинстве опрошенных стран есть личные кабинеты для компаний и людей, у 69% основная часть отчетности производится в электронной форме.

Налоги для роста

Чем активнее страны внедряют новые технологии, тем лучше себя чувствуют и сами компании, считают в ФНС. Это увеличивает прозрачность налогоплательщиков, снижает налоговую неопределенность и административную нагрузку, перечисляет в докладе Мишустин.

К похожим выводам пришли и авторы налогового обзора МВФ. В развивающихся странах улучшение администрирования может снизить недобросовестную конкуренцию со стороны компаний, не платящих налоги, и позволяет компаниям с более высокой производительностью увеличить долю на рынке. Компании, которые уходят от налогов, могут позволить себе большую расточительность, что приводит к инвестициям в нерентабельные проекты, говорится в обзоре. По оценкам МВФ, у компаний, которые уводят от налогов 70% выручки, общая факторная производительность на 4% ниже, чем у выплачивающих все налоги. В странах с менее развитой системой сбора налогов ниже доля вложений в основные средства производства. А выравнивание условий налогообложения для всех компаний может стимулировать рост ВВП на 0,7% в развитых странах и 1,3% – в развивающихся.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more