Часть импортеров могут застрять на российской границе

Проблемы могут возникнуть у компаний с сертификатами из других стран Евразийского союза
Проверки поставок на границе могут затянуться / Валерий Матыцин/ ТАСС

Ввоз в Россию товаров, сертифицированных в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), возобновился. Таможенники будут принимать сертификаты соответствия при автоматической регистрации таможенных деклараций независимо от того, в какой стране союза они были выданы, рассказали «Ведомостям» представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Минпромторга.

С проблемами при электронном декларировании импорта в феврале столкнулись поставщики разных товаров, в первую очередь электроники. В конце 2016 г. совпало два события – ЕЭК изменила техрегламент по сертификации электроники, а ФТС обнаружила, что программа ошибочно распознает сертификаты из других стран союза как российские, и ужесточила проверку. Но именно в странах союза поставщикам пришлось получать сертификаты, так как Росаккредитация вовремя не успела перестроить работу по новым правилам ЕЭК.

Проблема была решена на заседании совета ЕЭК в конце апреля. Вице-премьеры стран ЕАЭС поручили таможенникам принимать сертификаты из всех стран союза, передала через пресс-службу замдиректора департамента ЕЭК Лили Максудян: это требование договора о ЕАЭС. Ситуация уже исправляется, говорит представитель Минпромторга. Представитель ФТС отказался от комментариев.

Многие компании получают сертификаты за границей не из-за проблем в России – в других странах их оформляют дешевле и быстрее (см. врез). В Москве на это уходит от полутора месяцев, а в Киргизии – всего три недели, рассказывает Елена Парамонова из FM Logistic, разница в цене составляет меньше 10%.

Но решение комиссии не решит всех проблем поставщиков с сертификатами из других стран союза. Они возникнут не во время регистрации, а потом при проверке декларации, говорит чиновник: без единой базы данных невозможно автоматически проверить подлинность сертификатов, выданных в странах ЕАЭС. Компаниям придется подтверждать документы, предупреждает он, на это может уйти несколько дней или даже недель. В одной партии товара было около 30 сертификатов из Казахстана, на оформление новых сертификатов ушло больше недели, все это время машина стояла на таможенном терминале, вспоминает Тимур Давиташвили из логистической компании «Даксер».

Проблемы и цены

На некоторые виды товаров в 2016 г. в России не было аккредитованных лабораторий, многие получали сертификаты в Казахстане, говорит Парамонова. В России ниже качество аккредитации, считает Лякишева, а стоимость выше. Один сертификат стоит около 25 000 руб., рассказывает Давиташвили. Цены на услуги по сертификации не регулируются, говорит представитель Росаккредитации.

Бизнесу такие простои обходятся дорого. Бесплатно на складе временного хранения товар может находиться двое суток, рассказывает гендиректор «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло. Дальше простой одной машины обходится от 1500 до 4500 руб. в день, говорит Давиташвили, еще 100–150 евро придется платить перевозчику – начиная с третьего дня. Разгрузка машин на временных складах стоит еще по 80 руб. за 100 кг, отмечает Властопуло, при больших поставках сумма уже существенная. Хранение в морских портах, аэропортах и на железнодорожных станциях еще дороже – например, в порту Санкт-Петербурга – около $45 за один контейнер, на железнодорожной станции Московского региона – 1950 руб. Транспортные компании могут штрафовать за несвоевременное освобождение машин. Решение только усложнит жизнь тем, кто получает сертификаты в странах союза, говорит чиновник, а ФТС вернет на 7–10 лет назад, когда придется в ручном режиме подтверждать данные, что отразится и на позиции в рейтинге Doing Business. Логичнее сначала построить единую базу и наладить обмен, а потом уже обязывать принимать сертификаты стран союза, заключает он.

Спрос на сертификаты из стран союза падает, рассказывает Парамонова: импортерам сложно объяснять клиентам, почему таможенное оформление проходит в России, а соответствие требованиям безопасности подтверждается в других странах ЕАЭС. Это вопрос безопасности, согласен чиновник, российскому покупателю товара, на который сертификат был получен в другой стране, будет не к кому обратиться с претензиями.

Решить проблему может единая база данных реестра стран союза, говорит советник по таможенным вопросам Nawinia Марина Лякишева. Иначе импортеры будут вынуждены оформлять сертификаты только в России, согласен Давиташвили. Но когда будет создан такой реестр – не ясно. Сейчас единый реестр сертификатов есть на уровне ЕЭК, говорит чиновник, но комиссия не несет ответственность за полноту и достоверность данных в нем. По словам представителя ЕЭК, единая система, возможно, со временем будет создана. Пока же лучше получать сертификаты в России, предупреждает Лякишева.