Статья опубликована в № 4323 от 18.05.2017 под заголовком: Минфин на ОПЕК не ставит

Минфин готов уточнить параметры бюджета

Нефть дорожает, и экономика чувствует себя лучше

Дефицит бюджета будет снижаться быстрее – до 2,1% ВВП с прогнозировавшихся ранее 3,2%, следует из опубликованных Минфином поправок в закон о бюджете 2017–2019 гг. Ненефтегазовый дефицит снизится до пятилетнего минимума – 8,4% ВВП. Основным источником финансирования дефицита, как и планировалось, будут внутренние заимствования. Доходы вырастут до 15,9% ВВП, расходы, несмотря на увеличение в номинальном выражении на 315 млрд руб., снизятся на 0,7% ВВП из-за прогнозируемого увеличения ВВП до 92,19 трлн руб. (см. таблицу).

С начала 2017 г. ситуация улучшилась по сравнению с ожиданиями, положенными в основу прогноза доходов, объясняет Минфин в пояснительной записке к проекту («Ведомости» ознакомились с ней): цены на нефть существенно выше рекордно низких уровней 2015–2016 гг., оживляется экономическая активность. В основе расчетов новая цена нефти – $45,6/барр. (против $40 в законе), что связано с позитивной статистикой в начале года, уточняется в записке. Вместе с тем Минфин допускает ее снижение до $40 к концу года из-за вероятного отказа ОПЕК от продления соглашения о сокращении добычи, сохранения запасов нефти и нефтепродуктов в США на исторических максимумах, а также роста добычи американской сланцевой нефти.

Нефтегазовые доходы вырастут на 0,5% ВВП, прогнозирует Минфин, ненефтегазовые – на 0,1%. При этом снижен прогноз доходов от приватизации со 138,2 млрд до 42,1 млрд руб. из-за с невысокой вероятности приватизации пакета акций Банка ВТБ в 2017 г. в условиях международных санкций. Оценка поступлений от дивидендов госкомпаний осталась неизменной, но будет уточняться, отмечается в пояснительной записке: «В настоящее время большинство органов управления акционерными обществами не приняли <...> решений».

Из 424 млрд руб. дополнительных ненефтегазовых доходов 109 млрд руб. Минфин хочет направить на замещение выпадающих источников финансирования дефицита и на увеличение расходов (314 млрд).

По закрытой части бюджета расходы увеличатся на 129 млрд руб. Потребовались дополнительные средства на военные операции за рубежом, объясняет федеральный чиновник.

Несмотря на более сбалансированную ситуацию с бюджетом в I квартале по сравнению с I кварталом 2016 г., сохраняются риски, связанные с возможным изменением внешнеэкономической конъюнктуры и ростом расходов из-за предвыборного года, указывали эксперты РАНХиГС в ежемесячном мониторинге. Фискальная политика может стать предвыборным инструментом, предупреждает Владимир Осаковский из Bank of America: правительство в 2016 г. уже увеличивало расходы на 200 млрд руб. из-за выборов, несмотря на жесткую бюджетную политику. Риск роста расходов он оценивает как высокий, но это скажется уже на бюджете 2018 г.