Аномально растущий май

Экономика ускорилась благодаря холодам и календарю, но развитие остается слабым и неравномерным
Экономику поддержали холода / Евгений Разумный/ Ведомости

Способствовали росту и расходы бюджета – в мае они увеличились на 13% в годовом сравнении против 3% за январь – апрель, указывает Наталия Орлова из Альфа-банка, в том числе с этим был связан рост строительства (на 3,8% после падения на 0,4% в апреле). Росту производства автобусов (на 44%) помогла госзакупка школьных автобусов и автомобилей «скорой помощи», приводит другой пример Александр Исаков из «ВТБ капитала». Розницу (рост на 0,7% в годовом сравнении) поддержало слабо восстанавливающееся потребление, отмечает Владимир Тихомиров из БКС, однако отрасли, косвенно отражающие рост потребления, например жилищное строительство, вместе с реальными доходами (на 0,4% после спада на 7,5% в апреле) продолжили падать.

Май продолжает удивлять аналитиков – экономика демонстрирует аномально высокие показатели. Рекорд за пять лет поставила промышленность (рост на 5,6%), на 45% больше, чем год назад, поступило налогов в консолидированный бюджет, а темпы роста ВВП ускорились до 3,1% в годовом выражении. Такую оценку роста экономики в среду опубликовало Минэкономразвития, также увеличив оценку роста в апреле – до 1,7 с 1,4% (после уточнения данных Росстатом). В итоге, по оценке Минэкономразвития, за первые пять месяцев экономика выросла на 1,3%.

Майский рывок объясняется календарем (дополнительный рабочий день) и аномально холодной погодой, которая привела к росту выработки тепла и электроэнергии, вероятно, и газодобычи. На рост ВВП повлияли те же факторы, что и на рост промышленности, пояснил «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин: общий тренд на восстановление экономики и благоприятный май с дополнительными факторами. Сильный май – это компенсация февральского провала, продолжает он: из-за переноса праздников получился слишком слабый февраль и более сильный май.

В расчетах Минэкономразвития основная доля приходится именно на промышленность, говорит Тихомиров. Но из-за перехода Росстата на новые классификаторы пока у респондентов много технических ошибок и статистика по промышленности ненадежна и волатильна, предупреждает Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ.

Нефть подвела

В среду цена на нефть марки Brent опустилась ниже $45/барр. – минимума с ноября 2015 г. С конца мая, когда цена еще превышала $54, нефть подешевела почти на 13%. На этом фоне серьезно ослабел и рубль – с 58,3 руб./$ на открытии торгов в среду до 60,3 руб./$ (по данным на 20.00 мск). По прогнозу ЦБ, до $40/барр. цена на нефть снизится уже к марту 2018 г.

Общая динамика остается слабой и неравномерной, отмечает Тихомиров. Экономика вышла из рецессии, но с начала года не выросла на 1,3%, как считает Минэкономразвития, отмечает он, к любым месячным оценкам ВВП надо подходить очень аккуратно. Месячные оценки ВВП некорректны по определению, согласен руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов, это просто счетные упражнения с очень небольшой долей статистики. Единственное, что можно сказать точно: ВВП медленно растет, добавляет он.

В I квартале рост на 0,5% обеспечили два фактора, говорит Тихомиров, – цены на нефть, поддержавшие добывающую промышленность, и гособоронзаказ, благодаря которому росла обрабатывающая промышленность. Остальные секторы показали околонулевой рост или оставались в отрицательной зоне, предупреждает он. Первые же два месяца II квартала показывают, что потребительский спрос стагнирует, продолжает Тихомиров, из-за падения цен на нефть (см. врез) вклад добывающих отраслей в экономику будет меньше, а сельское хозяйство, которое стало одним из драйверов роста, замедлилось до минимума с июля 2015 г. Возможно, что по итогам года сельское хозяйство продемонстрирует негативную годовую динамику, не исключают эксперты «Сбербанк CIB», аномально холодная погода весной и в июне может плохо повлиять на урожай.

Минэкономразвития ждет роста ВВП на 2% в 2017 г. Центробанк – более скромного результата: 1,3–1,8%. Несмотря на поддержку со стороны дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЦБ и ослабления рубля, темпы роста экономики составят 1–1,5%, считают аналитики «Уралсиба». Есть много факторов, которые могут привести к тому, что рост окажется меньше, чем рассчитывает Минэкономразвития, предупреждает Орлова. По ее прогнозу, рост экономики в 2017 г. будет менее 1%.