Суверенный инвестфонд Катара вернул на родину $20 млрд

Деньги «Роснефти» могли поддержать экономику, пострадавшую от введенного соседями эмбарго
Суверенный инвестфонд Катара вернул на родину $20 млрд/ Hasan Jamali/ AP

Возвращенные средства Qatar Investment Authority (QIA) использовались, чтобы создать буфер и обеспечить банковскую систему ликвидностью, после того как отток капитала превысил $30 млрд, рассказал Financial Times министр финансов Катара Али Шариф аль-Имади.

В июне Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет разорвали дипломатические отношения и транспортное сообщение с Катаром, обвинив его в финансировании терроризма и поддержке радикальных исламистов. Большая часть оттока капитала из банковской системы Катара пришлась на депозиты соседних государств, выведенные после разрыва отношений и введения эмбарго. Как недавно сообщало агентство Moody’s, с начала кризиса власти Катара влили в экономику $38,5 млрд.

«Мы ничего не ликвидируем», – сказал министр, имея в виду инвестиции фонда: «Все, что мы сделали, – это перевели часть ликвидности из-за рубежа внутрь страны. Предпринятые меры – преимущественно превентивные и профилактические».

«Роснефть» в помощь

Консорциум QIA и Glencore зимой купил 19,5% акций «Роснефти» за 10,2 млрд евро, а осенью договорился продать 14,16% китайской CEFC China Energy за 3,9 млрд евро и эквивалент $4,6 млрд в евро. На этой операции они могут заработать $100 млн евро, а также получили от «Роснефти» 174 млн евро дивидендов.

Активы под управлением QIA оцениваются в $300 млрд. Фонд владеет ценной недвижимостью в Лондоне, например небоскребом Shard (самое высокое здание в городе) и универмагом Harrods, а также долями в ряде компаний и банков, включая Volkswagen и Barclays.

В последние месяцы QIA сократил свои доли в банке Credit Suisse, «Роснефти» и Tiffany, но, по словам аль-Имади, это связано с инвестиционной стратегией фонда, а не с кризисом. «У нас достаточно ликвидных активов. И если будут появляться возможности, мы воспользуемся ими. Мы не свернем бизнес и свои стратегии только потому, что у нас возникла проблема с некоторыми государствами», – заверил министр.

Катар – одно из самых богатых государств по доходу на душу населения. Введенные соседями санкции спровоцировали резкий рост цен на продукты и сырье. За первый месяц санкций внешнеторговый оборот Катара сократился на 40%, но сейчас, по словам аль-Имади, «на 99,9%» вернулся к докризисному уровню.

Перевела Надежда Беличенко