Регионы начали публично требовать у центра помощи

В их проблемах виновато само правительство, ограничивающее финансовую свободу регионов
Один за другим регионы требуют денег у федерального центра/ А. Гордеев / Ведомости

Первой за помощью к федеральному центру обратилась Удмуртия – ее новый губернатор Александр Бречалов попросил поддержать региональный бюджет председателя Госдумы Вячеслава Володина. Затем уже к правительству обратилась Карелия: ей не хватило 97,4 млн руб. на повышение зарплат медработникам во исполнение майских указов президента.

В четверг к регионам, публично сообщившим о своих проблемах, присоединилась Хакасия. В своем обращении к премьеру Дмитрию Медведеву и Володину ее верховный совет попросил 28,2 млрд руб., указав, что из-за кризиса в экономике и решений центра, в том числе по налогам, в регионе «сложилась катастрофическая ситуация».

Обращаются и многие другие регионы, просто непублично, говорит представитель вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за региональную политику. Есть задача выработать системный подход к распределению финансовой поддержки, а не принимать индивидуальные решения, сказал он, не пояснив, что это за меры. Только недавно регионам разрешили реструктурировать их долги перед бюджетом, напомнил он. Представитель Минфина не ответил на запрос.

Представители многих регионов действительно часто приезжают в Минфин, просят субсидии, но эта ситуация нестандартна – регионы пошли в обход существующей системы помощи и это сигнал, что ее надо менять, замечает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. У всех трех регионов самый высокий долг по отношению к доходам, рассказывает аналитик S&P Карен Вартапетов, а Карелия и Хакасия из-за невыполнения соглашения с Минфином по дефициту и долгу должны были вернуть в середине 2017 г. часть бюджетных кредитов. Но то, что просьба о помощи стала публичной, – новая ситуация, согласен он: видимо, резервы переговоров по техническим каналам исчерпаны.

Скидка по долгу

Вместо новых кредитов с 2018 г. регионы получат реструктуризацию накопленных долгов, рассчитанную на семь лет. Для регионов, в которых доходы будут расти быстрее инфляции, реструктуризация может растянуться и на 12 лет.

Ситуация показала, что за неплохими средними показателями бюджета регионов (за январь – август 2017 г. профицит консолидированного бюджета достиг 400 млрд руб. – «Ведомости») скрываются серьезные диспропорции в финансовом положении регионов, предупреждает Вартапетов. Так, примерно половина профицита была сформирована за счет Москвы, указывали эксперты Центра развития ВШЭ. На расходы по-прежнему давят указы президента, а доходы растут умеренно, объясняет Вартапетов. Дефицит все еще покрывается займами, а слабым регионам одних бюджетных кредитов не хватает. Например, из долга Хакасии по итогам 2017 г. в 24,7 млрд на коммерческий приходится больше 70%. У всех трех регионов долг по отношению к доходам остается высоким, следует из данных АКРА: Хакасия находится на 2-м месте, Карелия – на 5-м, Удмуртская Республика – на 10-м. Расходы на обслуживание всех регионов за три года выросли в 2 раза, на погашение – в 3,6 раза до 2,3 трлн руб., говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Эта сумма почти эквивалентна самому долгу.

Больше всего регионы страдают от действий самого федерального центра, указывает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Так, по Карелии и Хакасии больно ударило введение консолидированной группы налогоплательщиков (позволяет компаниям холдингов объединенно платить налог на прибыль), рассказывает Редькин. Централизация водного налога, доходов от акцизов на алкоголь лишила Хакасию 10 млрд руб., обнуление налога на прибыль и НДПИ для проектов в регионе стоит еще более 4,2 млрд руб. А из-за необходимости выполнять майские указы уже пришлось привлечь частные займы, пишет верховный совет Хакасии.

Майские указы повлияли на все три региона, говорит Редькин, хотя винить один лишь этот фактор нельзя, как и утверждать, что регионы ничего не делают. Например, Хакасия за январь – август 2017 г. сократила расходы на 6% к тому же периоду 2016 г., в Карелии они выросли только на 1%, согласен Вартапетов. Но ограничение расходов сказывается главным образом на инвестициях, которые должны стимулировать экономический рост, предупреждали эксперты ВШЭ.

Лучше всего регионам помогла бы единая региональная политика и финансовая свобода, отмечает Зубаревич. С 2014 г. потери консолидированного бюджета из-за налоговых преференций выросли с 2,19 трлн до 2,4 трлн руб. в 2016 г. И хотя налоговые расходы региональных бюджетов меньше федеральных, на долю регионов приходится около 60% потерь из-за предоставленных центром льгот. По 79% всех льгот по налогам, зачисляемым в региональные бюджеты в 2016 г., решения были приняты именно на федеральном уровне, говорил председатель комитета по налогам Госдумы Андрей Макаров. Так, из-за решения забрать у регионов 1 п. п. налога на прибыль (доля увеличилась с 2 до 3%) уже в первом полугодии у некоторых сократились доходы, приводила данные Счетная палата.