Минэкономразвития пересчитало спад обрабатывающей промышленности в рост

Экономисты не согласны с таким порядком расчетов
Минэкономразвития по-своему пересчитало данные и обнаружило не спад, а рост в индустрии / Андрей Гордеев/ Ведомости

После рекордного за шесть лет падения индустрии в ноябре Минэкономразвития по-своему пересчитало данные и обнаружило не спад, а рост в одном из основных секторов – обрабатывающей промышленности.

В ноябре предприятия сократили выпуск сразу на 3,6% в годовом выражении, сообщал Росстат. Это максимальный спад с октября 2009 г. Сократились все четыре основных сектора, из них обрабатывающие производства – на 4,7% после роста на 0,1% в октябре.

Минэкономразвития пересчитало данные, использовав не среднюю, а медианную оценку. Сгладив влияние «аномально высоких или низких темпов роста в отдельных отраслях», оно зафиксировало в ноябре рост обрабатывающей промышленности на 2,8%, пишет министерство в обзоре «Картина промышленности», уточняя, что это лишь дополнение к данным Росстата. На сектор сильнее всего повлияли металлургия и машиностроение (в ноябре сократились на 16,7 и 6,7% в годовом выражении соответственно), пишет Минэкономразвития со ссылкой на свои расчеты. Падение первой отрасли оно объясняет снижением производства металлов, а второй – волатильностью самой отрасли: статистику могут искажать дорогие транспортные средства с длинным циклом производства (например, корабли и космические аппараты). Вклад этих двух секторов в снижение общего показателя – больше 90%, оценило Минэкономразвития.

Минэкономразвития выстроило все отрасли обрабатывающей промышленности по темпам роста, объясняет представитель Минэкономразвития, после чего суммировало их вклад в общий рост. Когда сумма достигла 50%, сформировалась медианная оценка роста обработки в целом, рассказывает он. В совокупности со средней оценкой медианный показатель лучше характеризует то, что происходит с промышленностью, считает министр экономического развития Максим Орешкин.

Промышленность снизила ставку

Экономисты связывали негативные данные промышленности со снижением ставки ЦБ сразу на 50 б. п. – до 7,75%. Слабость промышленности связана со слабым спросом в экономике, объяснял председатель совета Московской международной валютной ассоциации Кирилл Тремасов. А раз спрос слабый, значит, риски ускорения роста цен невелики и ставку можно – и даже нужно – снизить резче, рассуждал он. ЦБ действительно мог отреагировать на падение выпуска в ноябре, тем более что ранее, в III квартале, упали обрабатывающая промышленность и строительство, соглашалась с ним Орлова: судя по всему, негативный тренд в крупных отраслях продолжится и в IV квартале.

Экономистов подход министерства озадачил. «В изяществе Минэкономразвития не откажешь», – шутит замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Медианную оценку к промышленности еще никто не применял и к результатам нужно относиться аккуратно, говорит он. Она хороша, например, при расчете средних доходов населения, чтобы доходы самых богатых не искажали результат, но в промышленности применение такого агрегата еще нужно изучать, отмечает Сальников, он может оказаться нерелевантным.

Вероятно, медиана понадобилась, чтобы показать, что падение промышленности не тотальное, а вниз индустрию тянет небольшое число отраслей, говорит замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Но не ясно, зачем рассчитывать такой показатель, если проще разложить отрасли по их динамике и вкладу в общий показатель и выделить те, которые находятся в тяжелом состоянии, говорит он.

Считать медианную оценку можно, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, но странно, что подобные методики появляются, именно когда данные Росстата расходятся с оценками Минэкономразвития. Минэкономразвития будет и дальше публиковать медианный показатель в дополнение к средневзвешенному независимо от того, окажется он выше или ниже, уверяет Орешкин.

За январь – ноябрь выпуск вырос лишь на 1,2% при базовом сценарии Минэкономразвития роста на 2%. Экономисты, опрошенные Reuters, в такой прогноз не верят и ждут увеличения выпуска лишь на 1,4%. Замедление роста или падение в ноябре показали и другие сегменты экономики, по данным Росстата: строительство сократилось на 1,1%, грузооборот – на 0,8%, медленнее, чем в октябре, росла розница – на 2,7% против 3,1%. Растет потребление, но пока производители от сильного спроса не выигрывают, считает Орлова: текущее настроение на рынке весьма негативно. Отказ допустить российских спортсменов к участию в Олимпийских играх, ожидания новых санкций в феврале, тюремный срок бывшему ми нистру экономического развития Алексею Улюкаеву – все это вносит серьезную неопределенность в бизнес-среду, перечисляет она и вынуждает компании откладывать инвестиции и наращивать выпуск. Опережающие индикаторы показывают улучшение настроений в отрасли, но крупные производители «затаились» и ждут изменений, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.