Почему регионам не нужна приватизация

Долги и дефицит не стимулируют их управлять собственностью
Продавать регионам ничего не хочется, а иногда просто нечего / MAXIM ZMEYEV/ Reuters

На 1 февраля 2018 г. доля бюджетных кредитов регионам составила более 47%, говорится в докладе Высшей школы экономики (ВШЭ), ситуацию частично улучшает объявленная Минфином прошлой осенью реструктуризация. По предварительным расчетам, продолжают авторы доклада, реструктуризация даст регионам дополнительные 400 млрд руб.

Чтобы оценить, какие возможности в погашении долгов могла бы дать регионам приватизация, авторы доклада ВШЭ выбрали 18 регионов в каждом из федеральных округов – и с профицитом бюджета, и с дефицитом: Ленинградскую область, Санкт-Петербург, Москву, Московскую, Калужскую, Тверскую, Нижегородскую, Самарскую области, Татарстан, Воронежскую область, Краснодарский край, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Челябинскую, Свердловскую, Новосибирскую области, Алтайский край и Сахалинскую область.

Самая существенная статья поступлений в региональные бюджеты – налоговые платежи: до 80%, из них на налог на прибыль приходится 23%, на подоходный налог – 30%.

В большинстве регионов планы по приватизации не выполняются. В Сахалинской области в 2014–2015 гг. не было доходов от приватизации вовсе, а в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области они незначительны. В Северной Осетии план приватизации выполнен на 2% в 2016 г., лучше всего ситуация в Якутии, где план приватизации в 2016 г. выполнен на 318%. Данных о выполнении планов приватизации регионами за 2017 г. пока нет, получить их в Минфине и Росимуществе «Ведомостям» не удалось. Прогнозируется рост и доходов, и дотаций из федерального бюджета, так что дефицит бюджета регионов в 2018 г., по оценкам Минфина, будет таким же, как и в 2017 г., т. е. около 50 млрд руб., сообщила пресс-служба министерства.

Доходы регионов от приватизации в 2015–2017 гг. составили не более 2%, в основном продавали материальные и нематериальные активы Москва, Московская и Сахалинская области, Ненецкий автономный округ, сообщила пресс-служба Минфина. На 2018 г. по планам приватизации регионов поступления составят не более 1% доходов. Незначительна и доля в поступлениях в региональные бюджеты от продажи акций и других форм участия в капитале: в целом по России в 2015 г. – 10 млрд руб., в 2016 г. – 6,0 млрд руб., в 2017 г. – 8,5 млрд руб., сообщил Минфин.

Дефицитным регионам часто нечего продавать, недвижимость относится в основном к ведению муниципалитетов, где многие объекты, например бывшие школы, неликвидны, отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, а если продавать по заниженной стоимости, могут возникнуть вопросы у контрольных органов, скажем у Счетной палаты.

По данным АКРА, 45 регионов закончили 2017 г. с профицитом, треть прироста доходов обеспечил им налог на прибыль. Совокупный долг регионов снизился на 2%.

Приватизация не в тренде, что связано с улучшением состояния бюджета: федеральный бюджет от приватизации получил чуть более 14 млрд руб., говорит Николай Кащеев, директор по исследованиям Промсвязьбанка, план был более 42 млрд руб. Руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Андрей Пискунов посчитал, что в 2017 г. приватизация дала регионам 0,1% доходов, Москве и Санкт-Петербургу – 1,6–1,8%, исключения – Ненецкий округ (30%) и Сахалин (17%). Регионы раздувают планы приватизации, чтобы сбалансировать бюджет, а затем либо наращивают долг, как Мордовия, либо просят у Минфина, полагает Пискунов.

Доля доходов от использования имущества в большинстве регионов – от 0,5 до 2%, указывают авторы доклада ВШЭ, потенциал роста велик, но нужна нацеленность чиновников, стимулирование их. Для всех неконсолидированных региональных бюджетов в 2016–2017 гг. доходы от приватизации составляли 70–84 млрд руб., около 1% доходов, почти половину дали поступления в бюджет Москвы, знает аналитик Газпромбанка Евгений Хилинский. В структуре доходов от приватизации 90–95% – продажа имущества, остальное дают акции и доли участия в предприятиях, ­заключает он.