Как распорядиться доходами бюджета от дорожающей нефти

Чиновники решают, вкладывать их в России или только за границей
Чиновникам предстоит решить, как тратить накопленные резервы / Андрей Гордеев / Ведомости

Впервые за семь лет дефицит федерального бюджета может смениться профицитом – 0,4% ВВП в этом году вместо ожидавшейся дыры в 1,3%, следует из опубликованного Минфином проекта поправок в закон о бюджете. Помогла дорожающая нефть – Минэкономразвития повысило прогноз котировок с $43,8/барр. до $61,4/барр., следует из пояснительной записки к поправкам («Ведомости» ознакомились с копией). Это принесет бюджету дополнительно 1,75 трлн руб. нефтегазовых поступлений, остальные же доходы покажут скромный рост на 19 млрд руб. При таких ценах на нефть профицит может быть даже больше прогнозируемого, говорит эксперт, участвующий в обсуждении проекта бюджета. Но тратить больше Минфин не предлагает – расходы увеличатся всего на 62 млрд руб., поскольку использование дополнительных нефтегазовых денег ограничено бюджетным правилом.

Подорожавшая нефть пополнит фонд национального благосостояния (ФНБ). К апрелю в нем было 3,9 трлн руб. После того как ликвидная часть ФНБ достигнет 7% ВВП, деньги могут вкладываться в проекты. При такой динамике цен на нефть это может произойти уже в 2020 г., отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. При цене на нефть $55–60/барр. в ФНБ к 2020 г. накопится около 10% ВВП, прогнозировали председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов.

Цены на нефть завершили прошлую неделю на максимальных отметках с ноября 2014 г., цена июльских фьючерсов на Brent – $77,3/барр., с начала недели Brent подорожала на 3,4%. Вместе с ростом котировок пересматривают прогнозы и аналитики. Эксперты Bank of America Merrill Lynch уже в 2019 г. ждут возвращения цены к $100/барр. Изменение баланса спроса и предложения в ближайшие 1,5 года может привести к заметному дефициту нефти на мировом рынке, объясняют они. На предложение нефти давят три фактора, перечисляют аналитики банка: коллапс в нефтяной отрасли Венесуэлы, инфраструктурные ограничения для транспортировки сланцевой нефти в США и сокращение экспорта нефти из Ирана из-за выхода США из соглашения по иранской ядерной программе. ЕБРР после выхода США из сделки повысил прогноз цены на нефть в 2018–2019 гг. до $75–80/барр.

После накопления необходимого «страховочного минимума» в ФНБ деньги будут наверняка вкладываться в инфраструктуру, указывает Гурвич, без этого выполнить новый майский указ президента будет невозможно. Еще предстоит найти для его выполнения 8 трлн руб., говорил премьер Дмитрий Медведев. Пока Минфин не обнародовал предложения, что делать с резервами после того, как ФНБ превысит 7% ВВП. Министр финансов Антон Силуанов лишь отмечал, что Россия должна превратиться во вторую Норвегию, экономика которой избавилась от зависимости от колебаний цен на нефть. Возможно, ФНБ стоит превратить в инвестиционный фонд наподобие норвежского суверенного фонда, средства которого вкладываются лишь в зарубежные финансовые активы, говорят два федеральных чиновника. В сентябре 2017 г. его активы впервые превысили $1 трлн. За 2017 г. доходность от инвестиций норвежского фонда составила 13,7% ($131 млрд): акции принесли ему 19,4%, облигации – 3,3%, а недвижимость – 7,5%. Для сравнения: в 2017 г. доходность от вложений ФНБ в акции компаний, реализующих инфраструктурные проекты, составила всего 0,49%, а в акции банков – 4,86%. Самой высокой доходность была от депозитов в ВТБ и Газпромбанке – 8,27%.

В идеале лучше не тратить средства ФНБ на российском рынке, иначе будет нарушено бюджетное правило: усилится волатильность рубля и вырастут инфляционные риски, говорит директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. Это будет попытка обойти бюджетное законодательство, согласен Соколов: потратить дополнительные нефтегазовые доходы не напрямую, а через ФНБ. Выбор определяется тем, насколько эффективно будут вкладываться деньги ФНБ, рассуждает Гурвич, если сроки и стоимость российских проектов будут сильно расти, не удастся решить проблемы коррупции, подготовка проектов и отбор победителей конкурсов будут непрозрачными, то лучше инвестировать в иностранные активы. Одним из альтернативных вариантов могли бы стать инвестиции в импортные комплектующие для инфраструктурных проектов, говорит один из чиновников, но проконтролировать такие расходы сложно. Задача ФНБ – поддерживать стабильность бюджета, а не финансировать инфраструктуру, замечает Соколов.