Deloitte: тарифы общественного транспорта в Москве неподъемны для получателей минимальной зарплаты

Другие проблемы города – плохое качество воздуха и пробки
Москве пока не выбраться из пробки/ Евгений Разумный / Ведомости

Москва может конкурировать по уровню развития инфраструктуры с другими мегаполисами, но до статуса глобального лидера ей далеко. К таким выводам пришли аналитики Deloitte, которые в июне впервые включили Москву в свой индекс мобильности городов. Максимальные 5 баллов российская столица не получила ни по одному из критериев. Глобальные лидеры – Сингапур, Берлин, Лондон, Хельсинки и Токио получили пятерку по 4–5 группам критериев. Рейтинг городов исследователи не составляли.

Подготовленный Deloitte индекс характеризует готовность городов к будущему развитию транспорта. Аналитики оценивали, насколько инфраструктура комфортабельна для горожан, по 60 показателям: пробки, качество дорог, развитие инфраструктуры для электромобилей, доля каршеринга, протяженность городских велодорожек и т. д.

Москва показывает фантастический прогресс в развитии транспортной инфраструктуры, говорит руководитель группы по работе с клиентами транспортной отрасли Deloitte Денис Похазников, но лидеры занимаются этим десятилетиями, Москва же лишь несколько лет назад начала развивать велосипедную инфраструктуру, каршеринг, создавать зарядные станции для электромобилей.

Несмотря на рост количества автомобилей, ситуация с пробками не ухудшается, делают вывод авторы исследования на основе данных «Яндекс. Пробки». «Яндекс» – коммерческая структура и его методика оценки меняется, независимых оценок нет, так что достоверными данными о движении в Москве никто не обладает, говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

При мэре Сергее Собянине было введено немало ограничений для автомобилистов – например, выделенные полосы, платные парковки, охватившие центр и распространяющиеся дальше по городу. Тем не менее Москва с населением около 12,5 млн человек остается одним из самых перегруженных городов мира: получила всего 2 балла из 5 по критерию заторов (оценивалось не только время в пути, но и состояние общественного транспорта). Такую же оценку получил Лондон (8,7 млн жителей), ситуация лучше в Берлине (3,6 млн), в Токио (13,7 млн), а Хельсинки (1,5 млн) оценен на «отлично». Всего на 2 балла оценено и качество воздуха в Москве.

Высокая загруженность и загрязненность воздуха не секрет, говорит представитель департамента транспорта Москвы, это проблема крупнейших городов мира, хотя в большинстве давно введены крайне жесткие ограничения, которые стимулируют использовать экологичные двигатели. Москву нужно сравнивать с агломерациями с населением от 10 млн человек и выше, считает он, при этом ни один другой город этого рейтинга не ввел с 2011 г. более 60 станций (метро и МЦК) и 540 км дорог.

Москва серьезно наращивала расходы на транспорт – в 2018 г. они будут в 6 раз больше, чем в 2011 г. Доля этих расходов в городском бюджете выросла с 12 до 18,5%, на них приходится четверть расходов всех госпрограмм Москвы. По программе «Развитие транспортной системы» Москва намерена потратить с 2012 по 2020 г. 3,2 трлн руб. «Но жителю не важно, сколько город тратит, ему важен собственный комфорт», – замечет Похазников. Аналитики решили, что москвичи удовлетворены транспортными услугами (4 балла).

Двойку город получил за слишком высокую стоимость проезда на общественном транспорте по сравнению с минимальной зарплатой. Недостаточно поддерживаются предпринимательские инициативы и внедряются инновации. За надежность и безопасность общественного транспорта – тройку. Надежность общественного транспорта в ­Москве гарантированна, возражает директор Института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

По некоторым показателям Москва оценена как высококлассная (4 балла): состояние регуляторной среды, размер инвестиций, интеграция разных видов транспорта, удобство транзита, стратегия развития.-