Может ли Турция стать предвестником кризиса?

Ошибки властей станут дороже на фоне ужесточения денежной политики центробанков
Может ли Турция стать предвестником кризиса?/ Photo Burhan Ozbilici / AP

Относительно маленький размер турецкой экономики — около 1% от мирового ВВП — может ограничить последствия падения курса лиры. Но инвесторы и аналитики начинают смотреть на кризис в Турции как на предвестник того, что будет происходить на фоне сворачивания денежного стимулирования центробанков.

Поскольку доступ к долларовой ликвидности становится хуже, инвесторы будут меньше прощать ошибки властей, а заемщикам, которые накопили большие долги в американской валюте, предстоят непростые решения. «После 10 лет обезболивающей денежной политики число скептиков растет», – отмечает Альберто Галло из Algebris Investments.

По оценкам Института международных финансов (IIF), совокупный долг развивающихся стран вырос примерно на $40 трлн почти до $70 трлн за 10 лет после мирового финансового кризиса. Некоторые развивающиеся рынки выглядят наиболее уязвимыми.

Аргентине в июне пришлось просить помощь у Международного валютного фонда (МВФ). Также аналитики отмечают риски для ЮАР и Бразилии, связанные с их долгами. Поэтому во время торгов в понедельник курс южноафриканского ранда рухнул на 10%, а бразильский реал ослаб на 4% за последние четыре торговые сессии. «Трейдеры теперь избегают стран, для которых представляют риск долларовые облигации», – говорит аналитик Swissquote Петер Розенстрайх. Он отмечает, что Чили, Мексика, Индонезия, Россия и Малайзия входят в число стран, где высок уровень небанковских долларовых займов по отношению к ВВП.

Самая большая долговая нагрузка у Китая. Его долг вырос со 171% ВВП в конце 2009 г. до 300% ВВП в I квартале 2018 г., по данным IIF. Хотя его большая часть приходится на внутренний долг.

Пример Аргентины показывает, как инвесторы могут реагировать на ошибки правительства. Всего год назад Буэнос-Айрес провел эмиссию 100-летних долларовых облигаций на $2,75 млрд, но во II квартале 2018 г. курс аргентинского песо начал быстро падать на фоне укрепления доллара. Поэтому власти страны экстренно подняли процентные ставки и договорились с МВФ о получении помощи. «Мы заметили первую тучу и приобрели большой зонт», – отмечает премьер-министр Аргентины Маркос Пенья.

Эти меры помогли стабилизировать песо до прошлой пятницы. Но с тех пор его курс к доллару опустился на 7%, и в понедельник центробанк Аргентины повысил процентные ставки на 5 процентных пунктов до 45%.

Властям Аргентины, возможно, удалось вернуть уверенность инвесторам, что отличает ее от Турции. Проблема последней заключается в том, что «у инвесторов нет никакой уверенности в ее институтах», утверждает Тимоти Эш из BlueBay Asset Management.

Тем временем Европейский центральный банк сворачивает свою программу покупки облигаций, и, по словам инвесторов, фактор уверенности тоже будет играть критически важную роль. У инвесторов вызывает опасения то, какой бюджет представит популистское коалиционное правительство Италии, поэтому доходность ее 10-летних облигаций в понедельник выросла на 11 базисных пунктов до 3,09%. По мнению Галло из Algebris Investments, участники рынков будут судить Италию по тем же меркам, что Аргентину и Турцию. Как заявил газете Corriere della Sera заместитель премьер-министра Италии Луиджи Ди Майо, правительство «не может быть запугано» рынками.

В Азии «экономические основы сильнее и центробанки очень бдительны» после финансового кризиса, произошедшего в регионе в 1997 г., отмечает старший экономист Natixis Трин Нгуен. По ее словам, там власти больше готовы предпринимать непростые шаги, чтобы удерживать инфляцию и валютные курсы под контролем, даже если придется пожертвовать экономическим ростом. Нгуен признает, что Китай может пострадать в случае эскалации торговой войны с Вашингтоном, но более серьезным фактором она считает рост процентных ставок в США и укрепление доллара: «Что по-настоящему движет развивающимися рынками, так это уменьшение долларовой ликвидности».

Перевел Алексей Невельский