Бизнесу предложено заплатить 1,5 трлн за «Цифровую экономику»

За это власти обещают помочь льготными кредитами
Развитие информационной инфраструктуры подразумевает усовершенствование сетей связи и дата-центров/ Bloomberg / Getty Images

Внебюджетное финансирование госпрограммы «Цифровая экономика» может составить 1,5 трлн руб. в 2019–2024 гг., говорится в актуальной версии готовящегося паспорта этой нацпрограммы. «Ведомости» ознакомились с копией паспорта, достоверность суммы внебюджетного финансирования подтвердили два участника разработки нацпрограммы «Цифровая экономика». По словам одного из них, это примерная сумма на шесть направлений программы, под которую государство готово обеспечить субсидирование процентных ставок по кредитам. Заинтересованные министерства обсуждают льготное кредитование для IT-компаний – исполнителей проектов по программе, подтвердил «Ведомостям» профильный федеральный чиновник.

Почти все внебюджетные средства (кроме 20 млрд руб.) должны пойти на реализацию проектов по направлению «Информационная инфраструктура». Один из федеральных чиновников уточняет, что расходы бизнеса на остальные пять направлений еще могут вырасти.

Развитие информационной инфраструктуры подразумевает, например, усовершенствование сетей связи и дата-центров (включая предоставление услуг по хранению и обработке данных для зарубежных клиентов), распространение пятого поколения связи (устойчивое покрытие 5G должно появиться во всех городах-миллионниках), внедрение платформ работы с данными, спутниковой связи, появление сетей интернета вещей в ключевых отраслях экономики, распространение интернета в малонаселенных пунктах, в образовательных и медицинских учреждениях.

Предполагается, что расходы федерального бюджета на программу в 2019–2024 гг. могут составить 1,2 трлн руб. Больше всего бюджетных средств также планируется выделить на проекты по информационной инфраструктуре – они потребуют 627,9 млрд руб. Такие оценки бюджетного финансирования содержались в материалах к совещанию у замминистра финансов Андрея Иванова, состоявшемуся около двух недель назад. Таким образом, совокупные расходы 2019–2024 гг. на «Цифровую экономику» могут достичь 2,7 трлн руб.

В структуре управления нацпрограммой за информационную инфраструктуру отвечают «Мегафон» (его представитель возглавляет рабочую группу) и «Ростелеком», который является «центром компетенций» и одним из потенциальных исполнителей проектов, упоминаемых в паспорте нацпрограммы. Представитель «Мегафона» не ответил на запрос, представитель «Ростелекома» отказался от комментариев. Кроме них в обсуждении плана мероприятий принимали участие Сбербанк, МТС, МГТС, фонд «Сколково» – эти и другие компании названы участниками направления «Информационная инфраструктура» на сайте АНО «Цифровая экономика».

По словам одного из разработчиков программы, когда компании, ответственные за направления цифровой экономики, подавали свои предложения в планы мероприятий в Минкомсвязи, на финансирование инфраструктуры они предлагали выделить внебюджетных средств в несколько раз меньше, чем сейчас фигурирует в паспорте. На этапе подачи документов в Минкомсвязи внебюджетное финансирование инфраструктуры должно было составить около 350 млрд руб., знает знакомый разработчиков нацпрограммы. На каком этапе внебюджетное финансирование увеличилось до 1,5 трлн руб., собеседники «Ведомостей» уточнить не смогли.

Инфраструктурные проекты пока оказались наиболее проработанными, указывает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Они частично перешли в программу из других стратегических документов, например госпрограммы «Информационное общество», напоминает он. Уровень российских расходов на цифровизацию довольно низкий, считает Казарян, потому что, для сравнения, бюджет субсидий Евросоюза на пятое поколение и скоростной широкополосный доступ в интернет составляет порядка 600 млрд евро. Льготное кредитование могло бы помочь с учетом резкого снижения доступности финансирования для российских компаний вследствие санкций, рассуждает Казарян, но возникает вопрос, есть ли у бюджета такие возможности.

Паспорт всей программы должен быть утвержден в октябре на заседании президентского Совета по приоритетным проектам, но до того времени его отдельные положения могут измениться, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с разработчиками нацпрограммы. Для реализации мероприятий государственного и социального значения не исключены различные форматы государственно-частного партнерства, но пока окончательных решений нет, знает он.

У заинтересованных в программе компаний даже совокупно нет свободных 1,5 трлн руб. для инвестиций в эти проекты, говорит руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций KPMG Еркожа Акылбек. Вероятно, за часть внебюджетного финансирования будут считаться бюджеты и части капитальных затрат, которые компании и так тратят на приоритетные для себя проекты: например, операторы – на 5G, рассуждает он. А другие проекты по инфраструктуре, по его мнению, наверняка монополизируются: чтобы отбить такие инвестиции, нужно контролировать высокодоходные и долгоиграющие национальные проекты, как, например, маркировка товаров.

Представители вице-премьера по цифровой экономике Максима Акимова, Минфина и Минэкономразвития переадресовали вопросы в Минкомсвязи. Представитель Минкомсвязи отказался от комментариев.