Дороге до Питера помешала археологическая находка

На пути строительства трассы М11 найдены предметы раннего железного века
Раскопки помешают соблюсти срок строительства – седьмого и восьмого участков (543–684 км)/ Валерий Шарифулин / ТАСС

Движение по платной дороге М11 Москва – Санкт-Петербург на всей ее протяженности должно было начаться нынешней осенью, но завершить строительство помешал археологический объект, сообщила госкомпания «Автодор». Предметы раннего железного века найдены у поселка Войскорово – на 663-м километре дороги (это восьмой участок, инвестор – «Магистраль двух столиц», структура ВТБ), некоторым находкам больше 3000 лет.

На археологической территории «Поселение Войскорово» площадью 7168 кв. м еще весной найдены фрагменты керамических сосудов штрихованной керамики, кварцевые отщепы и фрагмент шлифованного топора, несколько очагов, а также следы славянской колонизации примерно XIV–XV вв: керамические сосуды, пряслица, ножи, украшения. Остановить стройку пришлось по закону «Об объектах культурного наследия».

Археологических раскопок перед строительством не планировали, пишет «Автодор»: считалось, что трасса проходит вне зон культурного наследия. Первоначально Комитет по культуре Ленинградской области выдал подтверждение об отсутствии в полосе отвода автодороги археологических памятников, говорится в сообщении. Не проводить археологическую историко-культурную экспертизу на таком объекте – нонсенс, видимо, участники проекта пытались сэкономить, говорит научный сотрудник Института наследия им. Д. Лихачева, археолог Тимур Кармов: археологические работы могут занять не менее 3–6 месяцев. Перенос сроков из-за найденных археологических объектов был, к примеру, при строительстве «Газпром-сити», напоминает он.

Раскопки помешают соблюсти срок строительства – седьмого и восьмого участков (543–684 км). Представитель ВТБ адресовал вопрос в «Магистраль двух столиц», ее представитель отказался от комментариев. Генподрядчик обоих участков – турецкая ICA Construction. На сколько задержится стройка, будет понятно к концу октября, сообщил Альпхан Оджель из ICA Construction, руководитель строительства, работы полным ходом продолжаются. Трассу планировали открыть к чемпионату мира по футболу. В июне прошлого года предправления «Автодора» Сергей Кельбах рассказывал, что к концу 2018 г. в эксплуатации будут уже все участки, кроме южного обхода Твери.

Седьмой и восьмой участки могут не успеть достроить к концу 2018 г., предупреждали собеседники «Ведомостей», близкие к двум участникам проекта, причина – задержка государственного финансирования. «Автодор» не принимал работ, которые не были оформлены должным образом, без приемки не было финансирования и строителям пришлось тратить свои деньги, это в какой-то момент стало существенной проблемой, говорит человек, близкий к одному из участников проекта.

Губернатор Тверской области рассчитывает, что движение на всех участках трассы, проходящих по области, начнется в 2019 г., но часть трассы и к этому сроку не успеют построить: северо-восточный обход Твери еще будет обсуждаться с федеральными властями, передал ТАСС слова губернатора Игоря Рудени. Но реконструирован южный обход, он станет бесплатным участком М11, напомнил представитель «Автодора». Всю трассу планируют запустить в 2019 г., говорил министр транспорта Евений Дитрих.

Найденные памятники архитектуры – законное основание для продления срока строительства дороги по концессионному соглашению, говорит партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина: это часть режима особых обстоятельств, без него срок строительства можно продлить лишь распоряжением правительства.

Археологические раскопки не могут считаться обстоятельством, которое влечет выплату компенсации концессионеру, уверен представитель «Автодора».