За 10 лет Евросоюз заработал миллиарды на продаже паспортов

Больше всего среди покупателей китайцев и россиян
Сейчас гражданство с помощью программы «золотых виз» продают четыре страны, а еще 12 торгуют видом на жительство/ Depositphotos / PhotoXPress

За последние 10 лет страны ЕС привлекли десятки миллиардов инвестиций с помощью программы «золотых виз», по которой любой человек может получить гражданство или вид на жительство страны в обмен на вложения в ее экономику. Лидеры – Испания, Кипр и Португалия, которые ежегодно привлекают в среднем 970 млн, 900 млн и 670 млн евро соответственно.

Но часто страны не следят за происхождением таких денег, инвестиции не приносят пользу, а иногда даже создают убытки, пишут эксперты Transparency International и Global Witness в докладе, опубликованном на прошлой неделе.

Сейчас гражданство с помощью программы «золотых виз» продают четыре страны, а еще 12 торгуют видом на жительство. За 2007–2009 гг. (в это время программы внедрили или существенно изменили большинство стран) ЕС выдал более 100 000 паспортов и видов на жительство, больше всего – Испания (25 000 «золотых виз»), Венгрия (20 000) и Португалия (17 500).

Зачастую страны одобряли почти все заявки. Но в апреле ЕС ужесточил стандарты проверки происхождения средств и потребовал от банков и компаний получать всю информацию о деньгах клиентов или отказывать им. Государство фактически перекладывает ответственность на банки и контрагентов, считают авторы доклада. Но в некоторых странах все еще можно обойти правила: так, на Мальте, чтобы получить паспорт, достаточно арендовать недвижимость за 16 000 евро в год. Директива же ЕС предписывает проверять инвестиции от 120 000 евро.

Многие страны зарабатывают большие суммы на продаже паспортов: в 2017 г. это принесло ВВП Кипра 5,2%, а Португалии с 2012 г. – около 4 млрд евро инвестиций в экономику. Но некоторые из них, напротив, понесли убытки. Например, бюджет Венгрии с 2013 по 2017 г. потерял 192 млн евро. Будапешт обменивал вид на жительство на инвестиции в гособлигации на 300 000 евро, но, чтобы привлечь инвесторов, продавал их с дисконтом – за 271 000 евро, а погашал по полной стоимости.

Два паспорта лучше

По данным опроса The Wealth Report Attitudes Survey, представленного весной компанией Knight Frank, у 58% ультрабогатых россиян с капиталом от $50 млн есть второй паспорт или двойное гражданство. По оценкам исследователей, всего в России и СНГ было 2870 таких ультрабогатых людей, и еще 4530 – с состоянием более $5 млн. В конце декабря 2017 г. на сайте правительства Мальты был опубликован список новых (за последние три года) граждан этой страны, среди которых оказалось немало российских бизнесменов. Например, основатель и совладелец «Яндекса» Аркадий Волож, бывший владелец O1 Properties Борис Минц и члены его семьи, президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин, гендиректор компании «Полюс» Павел Грачев и др. Ранее стало известно о вторых паспортах у владельца Volga Group Геннадия Тимченко (Финляндия), бывшего гендиректора «Стройтрансгаза» Вадима Гуринова (Белиз), владельца «Акрона» Вячеслава Кантора (Израиль), а в марте стало известно, что владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска получил гражданство Кипра. Представитель «Яндекса» сказал, что бизнесмен много путешествует по делам компании, а наличие европейского паспорта позволяет совершать поездки в безвизовом режиме. Представители остальных компаний и бизнесменов не ответили на запросы «Ведомостей», а Воронин отказался от комментариев.

Большая часть инвестиций идет в пассивные сегменты, в итоге инновации, занятость и промышленность стран не растут. Например, в Португалии, по данным на август 2018 г., почти 6200 жаждущих гражданства (95% таких инвесторов) инвестировали в недвижимость и только 12 человек – в сегменты, которые создают рабочие места.

А в маленьких островных государствах подобные инвестиции и вовсе создают риски для экономики – бюджет все больше зависит от внешних факторов, которые государство не может контролировать. Например, риск появления более привлекательной схемы в другой стране и отток инвесторов.

Самые популярные покупатели гражданства или вида на жительства – китайцы и русские, следует из доклада. Первые занимают 70% мирового рынка «золотых виз» (только в Венгрии – 83%). Но достоверной информации о подобных покупателях нет – лишь три европейские страны раскрывают персональную информацию о получателях виз: Мальта, Австрия и Кипр, говорит заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов. Остальные обычно раскрывают только национальность инвесторов.

Китайцы лидируют, так как их в принципе больше, чем россиян, считает управляющий партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, кроме того, их стимулируют получать второе гражданство политические риски в стране. Это объединяет их с русскими, говорит старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин: «С помощью «золотых виз» они получают гарантию независимости». Другие поставщики бизнес-эмигрантов – Индия и арабские страны, говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.

Самые популярные направления у россиян – Мальта и Кипр, отмечает Захаров. По оценкам авторов доклада, еще одно популярное направление – Латвия, где 70% таких инвестиций приходится на русских. Мальту предпочитают те, кто хочет получить гражданство, но жить в другой стране, а на Кипре нужно владеть жильем стоимостью 0,5 млн евро, доказывающим связь нового гражданина со страной, рассказывает Захаров. Но условия ужесточаются, предупреждает Вахитов: например, на Кипре еще пару лет назад можно было купить недвижимость, а потом продать ее другому россиянину, который также хочет получить гражданство. Сейчас такая покупка не считается инвестицией, отмечает Вахитов. Цены на недвижимость Кипра превышают реальные минимум в 2–3 раза, добавляет Илюхин.

При этом у инвесторов всегда остается риск пересмотра программы, ужесточения режима инвестирования, отмечает Вахитов: «Люди могут не получить паспорта, и вложения не окупятся». Есть и риск, что сгорят траты на подачу документов в случае отказа, указывает Захаров: на Мальте подготовка всех документов обходится в сумму до 70 000 евро, на Кипре – до 125 000.