Иностранцы охладели к казначейским облигациям США

Это уже отражается на курсе доллара и финансовых рынках
Больше всего инвесторов беспокоит бюджетный дефицит США, который достиг максимума за шесть лет/ J.Scott Applewhite / AP

Иностранные инвесторы и центробанки стали покупать меньше казначейских облигаций США. Это может стать поворотным моментом для рынка размером $15 трлн, состояние которого сильно влияет на мировые финансы и экономику.

Нетто-покупки казначейских облигаций иностранцами с января по август 2018 г. составили $78 млрд. Это вдвое меньше, чем за тот же период годом ранее, хотя Вашингтон увеличивает размер эмиссий, чтобы покрыть растущий бюджетный дефицит. По данным министерства финансов США, теперь на долю иностранцев приходится только 41% находящихся в обращении казначейских облигаций. Это минимум за 15 лет, хотя еще в 2013 г. показатель равнялся 50%.

Пока доходности этих облигаций относительно низки, что обеспечивает доступность ипотечных, корпоративных и других кредитов в США. Также пока нет признаков, что казначейские облигации теряют статус самых популярных безопасных ценных бумаг. Иностранцы не спешат их продавать: и Китаю, и Японии по-прежнему принадлежат казначейские облигации более чем на $1 трлн.

Тем не менее снижение спроса иностранцев способствовало распродаже казначейских облигаций этой осенью, из-за чего доходность 10-летних бумаг достигла в октябре 3,23%, и падению фондового рынка США, ралли на котором длится уже девять лет. Доходности облигаций снижаются, когда их цены растут, и наоборот. Если спрос иностранцев продолжит падать, это может еще сильнее отразиться на финансовых рынках. Рост доходностей казначейских облигаций может провоцировать снижение котировок акций: займы становятся дороже, а дивиденды компаний – менее привлекательными.

В среду доходность 10-летних казначейских облигаций составила 3,12%. Хотя в последние дни она снижается, но все равно остается выше 3% – уровня, который практически не превышался с 2011 г.

Больше всего инвесторов беспокоит бюджетный дефицит США, который достиг максимума за шесть лет из-за снижения налогов и других мер фискального стимулирования экономики, принятых Белым домом в 2017 г. По прогнозам Moody’s Investors Service, к 2028 г. бюджетный дефицит вырастет до 8% ВВП с нынешних менее чем 4%. «Рост доходностей сейчас отражает премию за риск, а не здоровый рост [экономики США], – говорит Марк Маккормик из TD Securities. – Люди обеспокоены тем, насколько надежен доллар в качестве средства сохранения стоимости».

Кроме того, некоторые центробанки, суверенные фонды и крупные инвесторы могут пытаться диверсифицировать активы. Другие, возможно, считают, что в их резервах уже достаточно долларов, чтобы выстоять в случае экономического кризиса. По данным Международного валютного фонда, доля долларов в мировых валютных резервах уменьшилась во II квартале до минимальных за последние пять лет 62,5%. По оценкам Goldman Sachs, один лишь Банк России мог продать номинированные в долларах активы стоимостью до $85 млрд из-за беспокойства по поводу санкций США.

Иностранных покупателей казначейских облигаций также отталкивает высокая стоимость хеджирования валютных рисков, которая делает инвестиции в эти бумаги неприбыльными для многих инвесторов. Сейчас между доходностями 10-летних гособлигаций США и Германии непривычно большой спред, равный примерно 2,7 процентного пункта. Но инвесторы ожидают, что курс евро к доллару вырастет, когда Европейский центробанк начнет повышать процентные ставки. А многие участники рынка уверены, что в нынешний курс доллара уже во многом заложены еще четыре повышения процентных ставок Федеральной резервной системы (ФРС) США, ожидаемых до конца 2019 г.

Мешает укреплению доллара и само ослабление спроса на казначейские облигации, говорят аналитики. Это застало врасплох тех, кто ожидал, что рост их доходностей сделает номинированные в долларах активы более привлекательными для инвесторов.

Джереми Лоусон из Aberdeen Standard Investments делает ставку на то, что стоимость казначейских облигаций снизится, поскольку правительство США выпускает все больше бондов, а ФРС уже не так активно их покупает. По словам Лоусона, несмотря на рост доходностей, большинству инвесторов невыгодно долго хранить казначейские облигации США.

Перевел Алексей Невельский