Статья опубликована в № 4695 от 14.11.2018 под заголовком: Долговая яма США

США придется платить почти $1 трлн за обслуживание госдолга

Через 10 лет процентные расходы могут превысить все прочие необоронные траты бюджета
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

За последнее десятилетие размер долговых обязательств США, находящихся в обращении, вырос с $5,1 трлн до $15,9 трлн, но проблем с их финансированием не возникало. Расходы на обслуживание долга были низкими из-за низких процентных ставок и инфляции, а также высокого спроса со стороны инвесторов всего мира.

Но теперь ситуация меняется. В 2017 г. процентные расходы на обслуживание федерального долга составили $263 млрд – 6,6% всех расходов правительства и 1,4% ВВП, что гораздо меньше среднего значения за последние 50 лет. Однако бюджетный дефицит и госдолг растут вместе с процентными ставками и инфляцией. В октябре министерство финансов уже сообщило, что ассигнования на процентные выплаты выросли на 20% в 2018 финансовом году (завершился в сентябре). К 2028 г., по прогнозу Бюджетного комитета конгресса (CBO), выплаты по процентам увеличатся до $915 млрд, что будет равно 13% всех расходов и 3,1% ВВП.

На пути к этим показателям будут пройдены следующие вехи, оценивает CBO: в 2020 г. правительство потратит на обслуживание долга больше, чем на программу медицинской помощи малоимущим Medicaid; в 2023 г. – больше, чем на оборону; в 2025 г. – больше, чем на все необоронные программы бюджетного финансирования, включая ассигнования на судебную систему и инфраструктуру, здравоохранение и образование, национальные парки и научные исследования.

В целом долг вырастет с 78% ВВП на конец этого года до 96,2% в 2028 г., прогнозирует CBO. Между тем текущий показатель уже самый высокий после окончания Второй мировой войны. В ближайшие пять лет истечет срок погашения примерно 70% федеральных долговых обязательств, и их нужно будет рефинансировать по повышенным ставкам. Базовая ставка ФРС сейчас составляет 2-2,25% (и совет управляющих прогнозирует еще четыре повышения в ближайший год), тогда как с конца 2008 г. по конец 2015 г. она держалась на уровне 0-0,25%. Президент Дональд Трамп несколько раз говорил, что председатель ФРС Джером Пауэлл ужесточает денежную политику слишком быстро. «Я бы хотел видеть ставки низкими и погасить долг. А когда он продолжает повышать процентные ставки, этого сделать нельзя», – сказал Трамп в интервью The Wall Street Journal в октябре.

Но даже при низких ставках у США нет шансов сократить долг. Министерство финансов планирует выпустить в 2018 г. казначейских облигаций и векселей на сумму вдвое большую, чем в 2017 г. Ему нужно финансировать дефицит бюджета, доходы которого растут медленно из-за сниженных Трампом налогов и достигнутой в этом году договоренности демократов и республиканцев увеличить в течение двух лет госрасходы, превысив на $300 млрд лимит, установленный законом 2011 г., когда из-за роста бюджетного дефицита агентство S&P снизило кредитный рейтинг США.

К следующему сентябрю конгрессу предстоит решить, продлевать ли соглашение об увеличении расходов, а затем – что делать с инициированным Трампом снижением подоходного налога, срок действия которого истечет в 2025 г.

«Мы уже сталкивались с такими проблемами, и они были решены», – говорит, вспоминая 1990-е гг., Дин Бейкер, содиректор Центра экономических и политических исследований. В начале 1990-х гг., когда процентные расходы были высоки и росли, президент Джордж Буш-старший договорился с демократами о повышении налогов на богатых, чем разозлил однопартийцев-республиканцев и подорвал свои шансы на переизбрание на второй срок. А ставший президентом Билл Клинтон не стал реализовывать программу фискального стимулирования, с которой шел на выборы. Благодаря этим мерам бюджетный дефицит в конце 1990-х гг. сменился профицитом.

Перевел Михаил Оверченко

Читать ещё
Preloader more