План ОЭСР принес странам 93 млрд евро

Возвращаются налоги, от которых компании десятилетиями уклонялись
$100–240 млрд в год теряют бюджеты стран из-за того, что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции
$100–240 млрд в год теряют бюджеты стран из-за того, что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции / Yuriko Nakao / Reuters

$100–240 млрд в год теряют бюджеты стран из-за того, что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции, это 4–10% глобальных поступлений налога на прибыль. Такие оценки содержатся в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подготовленном к саммиту G20 в Аргентине. Но часть потерь удалось компенсировать благодаря проекту BEPS – плану противодействия выводу прибыли из-под налогов. К июню 2018 г. государства вернули около 93 млрд евро в виде налогов, пеней и штрафов ($105,1 млрд по текущему курсу). За какой срок бюджеты получили эту сумму, в докладе не говорится.

«Двадцатка» одобрила план BEPS в 2013 г., сегодня в нем участвует 124 государства, в том числе Россия. Страны уже пересмотрели 243 льготы и изменили или меняют сейчас 134 режима налогообложения. Кроме того, план BEPS требует прозрачности соглашений о налоговых условиях, которые власти заключают с компаниями. ОЭСР обнаружила уже 16 000 подобных договоров, и налоговые службы разных стран уже начали ими обмениваться.

85 стран, включая Россию, подписали конвенцию, которая определяет и требования к двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения. В мире заключено более 2000 таких соглашений, в 80% стран они уже решили проблему ухода от налогов с помощью трансфертных цен внутри холдингов.

В обмене налоговыми данными о компаниях по запросу налоговых органов участвует 90% стран, присоединившихся к BEPS, они передавали друг другу сведения почти 6000 раз. С учетом информации, которая была получена из-за рубежа за три года по запросам ФНС, во время проверок доначислено более 65 млрд руб., рассказывал в интервью «Ведомостям» руководитель ФНС Михаил Мишустин.

Кроме того, 86 государств подключились к автоматическому обмену налоговой информацией, сообщала ОЭСР в конце ноября. По состоянию на 22 ноября они обменялись данными около 4500 раз, до конца года обмен должны наладить еще 15 юрисдикций, в том числе Россия. «Обмен начался. Не только по банковским, но и по любым финансовым счетам, договорам, которые предусматривают привлечение денег или других финансовых активов, хранение, управление и инвестирование в интересах клиента, – говорил Мишустин. – Процесс живой, и наши зарубежные партнеры регулярно досылают информацию. Данных очень много».

Помогает и программа «Налоговые инспектора без границ» – участие в проверках за границей и обмен опытом, пишет ОЭСР. При расходах в $4 млн программа принесла дополнительные $414 млн. С 2021 г. инспектора завершили 10 таких проектов, 34 продолжаются, а еще 22 готовятся к запуску, в том числе и в странах Восточной Европы. В основном они помогают при проверках компаний финансового сектора, горнодобывающей промышленности, потребительских товаров и телекоммуникаций. К 2020 г. проектов должно быть уже 100 – это цель ОЭСР.

Но между странами есть и разногласия. Одно из основных – налогообложение цифровых компаний. Государства пока расходятся во взглядах, пишет ОЭСР, нужно ли специальное регулирование отрасли. Единственное, о чем пока удалось договориться, – сбор НДС по электронным услугам, которые иностранные цифровые компании предоставляют гражданам. С 2015 г., когда страны Евросоюза ввели этот налог, им удалось собрать более 3 млрд евро.

Действует «налог на Google» и в России. В 2017 г. иностранные компании заплатили 9,4 млрд руб. НДС с электронных услуг, за девять месяцев 2018 г. – 7,9 млрд. По данным ФНС на 1 октября, «налог на Google» платили 162 компании, в начале года их было 142. А со следующего года «налог на Google» должны будут платить компании, которые оказывают услуги не только населению, но и российскому бизнесу. Сейчас за них это делают заказчики.

План BEPS действительно дает многим развитым странам возможность вернуть выведенную прибыль и 93 млрд евро – это лишь первый шаг, считает управляющий партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: «Главное, что показывает ОЭСР, – план уже работает и страны ­открыты друг перед другом». BEPS способствует прозрачности международных операций и структур собственности и налогоплательщики, зная это, стали отказываться от агрессивных мер налогового планирования, рассказывает партнер PwC Екатерина Лазорина.

Выигрыш России в первую очередь – от увеличения поступлений от сырьевых компаний, говорит Захаров, план позволил снизить потери из-за злоупотребления трансфертными ценами, переноса центра прибыли в низконалоговые юрисдикции, перепродажи сырья из одного государства в другое аффилированным структурам. После того как Россия присоединилась к BEPS, она провела реформу законодательства, замечает Лазорина: чаще всего оспаривается применение льгот из соглашений об избежании двойного налогообложения, компании стали получать вопросы о месте их налогового резидентства. ФНС стало проще разобраться в международных отношениях любой компании, налоговики чаще обращают внимание на международные расчеты, экономическую оправданность сделок и любые выплаты за рубеж. Появилась судебная практика по международным сделкам, продолжает Лазорина, и появление межстрановой отчетности, согласно BEPS, сделает контроль международных операций еще эффективнее.

$100–240 млрд в год теряют бюджеты стран из-за того, что корпорации переносят прибыль в низконалоговые юрисдикции