Статья опубликована в № 4716 от 13.12.2018 под заголовком: Финансовая несвобода

Минфин предлагает ужесточить контроль за долгами регионов

Некоторым из них, возможно, придется согласовывать свою долговую политику с федеральными властями

Минфин нашел еще один способ ужесточить контроль за расходами и долгами регионов. Такие поправки в Бюджетный кодекс в среду рассмотрело правительство. Проект был одобрен, говорит федеральный чиновник. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Ключевое предложение – снизить предельные расходы на обслуживание долга с 15 до 10% от общих расходов регионов. Лимит годовых платежей на его обслуживание и погашение – 20% доходов бюджета региона, учитывая дотации.

Сами регионы Минфин предлагает классифицировать по трем группам риска. Регионы с низким уровнем долговой устойчивости (доля расходов на обслуживание долга превышает 8%, следует из материалов Минфина) смогут выходить на долговой рынок только для рефинансирования долга и по утвержденному плану восстановления платежеспособности, предлагает Минфин. Со средним (расходы выше 5%) – согласовывать программы займов. Регионы из нерискованной группы освобождены от таких ограничений. Вернуться в такую группу регион может только спустя три года после того, как попал в зону риска.

В 2017 г. регионы потратили более 110 млрд руб. на проценты по долгу, больше всех – Красноярский край и Московская область: 6,8 млрд и 6,6 млрд руб. соответственно. В среднем по стране расходы на обслуживание долга в 2017 г. составляли 1,2%, говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. А расходы на обслуживание долга за январь – сентябрь 2018 г. снизились на 18,3% к тому же периоду 2017 г., указывали аналитики РАНХиГС и Института Гайдара. Проблемы уложиться в лимит в 15% на обслуживание долга нет, скорее всего, это устаревшая норма, когда процентные ставки на кредиты были выше, логично, что Минфин ее снижает, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Существует группа неблагополучных регионов, у которых подобные расходы высоки, и подобное ужесточение поможет Минфину ограничивать рост их нового долга, считает Чернявский. В 2017 г. долги примерно половины регионов превышали 60% их доходов, у шести регионов – 100%. С отменой бюджетных кредитов (их правительство начало выдавать в 2013–2014 гг., чтобы снизить рост коммерческого долга) риски роста банковских кредитов снова возвращаются, предупреждают аналитики рейтингового агентства S&P. По прогнозу Минфина, за 2018 г. регионы привлекут 1,3 трлн руб. банковских кредитов и выпустят облигации на 335 млрд руб. – в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Вырастет и число эмитентов облигаций, прогнозирует Минфин.

Разделение же регионов на группы – еще одно отступление от бюджетного федерализма, предупреждает Редькин. Если сейчас регион может занимать на рынке для финансирования ­госпрограмм и расходов, при такой дифференциации слабые регионы будут просто приняты на смету бюджета. Но долг не всегда свидетельствует о проблемах региона, иногда займы нужны на развитие, а Минфин ставит риски на первое место, ограничивая возможности, продолжает он. В итоге мера еще больше закрепит неравенство регионов: богатые продолжат богатеть, а бедные – беднеть, ­сетует он. «Минфин опять вводит ручное управление», – заключает Редькин.

Правительство ужесточает финансовый контроль за регионами последние два года, отмечают аналитики S&P, но проблемы несбалансированности доходов и расходов и фискальных правил, которые не предотвращают накапливание долгов, до сих пор не решены.

Каждый год около 10 регионов превышают установленные правительством ограничения ­дефицита бюджета и долга, отмечали аналитики S&P. В самых сильных регионах качество управления доходами, расходами и долгом улучшается, но долгосрочное финансовое планирование ненадежно – регионам не хватает механизмов для противостояния волатильности налоговой базы. Например, с 2017 г. местные бюджеты лишились 1 п. п. налога на прибыль, с 2018 г. получили право ввести налог на движимое имущество, но в этом же году лишились его. Налоги составляют до 70% доходов регионов, но региональные власти могут влиять лишь на 10% доходов, в основном неналоговых – от продажи имущества и сборов, пишет S&P.

Читать ещё
Preloader more