Инфраструктурные инвестиции побили рекорд

Самые дорогие проекты – железнодорожные
Наиболее значительные инвестиции – в строительство железных дорог/ Максим Стулов / Ведомости

Почти 512 млрд руб. – такова рекордная стоимость проектов, по которым в прошлом году были подписаны концессионные соглашения с инвесторами, подсчитала инвесткомпания InfraOne, по сравнению с 2017 г. сумма увеличилась в 2,4 раза – с 219 млрд руб. Всего за 12 лет государство подписало около 300 концессионных соглашений на 1,4 трлн руб., сказала аналитик InfraOne Александра Галактионова. Таким образом, в прошлом году рынок концессий увеличился более чем на 50%.

Оценка Национального центра ГЧП еще выше – он насчитал соглашений в прошлом году на 525 млрд руб. Учитывалось большее число проектов в ЖКХ и социальной сфере, рассказывает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко.

Впрочем, из данных и InfraOne, и Национального центра ГЧП следует, что рынок вырос благодаря нескольким крупным проектам, которые готовились много лет. Аналитики InfraOne насчитали 45 концессий дороже 100 млн руб. против 35 в 2017 г. А Национального центра ГЧП – 55 против 70. «Если не брать в расчет железнодорожные мегапроекты, то рынок по количеству контрактов скорее стагнирует, а не растет», – говорит Ткаченко.

Наиболее значительные инвестиции – в строительство железных дорог, а также в инфраструктуру аэропортов, свидетельствуют данные InfraOne. Например, в 2018 г. государство договорилось с «ТЭПК Кызыл – Курагино» (основные инвесторы – Тувинская энергетическая промышленная компания Руслана Байсарова и «Лидер») о создании и эксплуатации железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино в Красноярском крае и Республике Туве стоимостью 192,4 млрд руб. А также о строительстве железной дороги Обская – Салехард – Надым (концессионный участок дороги Северный широтный ход стоимостью 113 млрд руб.) с компанией СШХ (50,1% – у управляющей компании СШХ Юрия Рейльяна и Виктора Пигина, 49,9% – у «дочки» РЖД «КРП-инвеста»). Строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры «Шереметьево» стоили 61 млрд руб., модернизация аэропорта в Новом Уренгое – 7,2 млрд руб. (инвестор – «Уренгойаэроинвест», который входит в холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова»). А вот автодорожных проектов стало значительно меньше – единственная концессия стоимостью 30 млрд руб. на строительство автодороги в Московской области Виноградово – Болотино – Тарасовка была подписана с группой ВИС.

В список крупных проектов попало несколько школ. В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) подписаны соглашения на строительство сразу четырех школ: на 1056 и 1725 мест в Ханты-Мансийске, еще две школы по 1100 мест будут построены в поселках Нижнесортымском и Солнечном, перечисляют аналитики InfraOne. Другие регионы присматриваются к опыту ХМАО в строительстве школ по «коробочным» концессиям и ГЧП, которые предлагают Сбербанк и Газпромбанк, говорит человек, близкий к администрации ХМАО.

В 2019 г. государство собирается потратить на инфраструктуру почти 2,2 трлн руб., подсчитали аналитики InfraOne. Самые крупные проекты с 1 января 2019 г. будут реализовываться по Комплексному плану развития и модернизации магистральной инфраструктуры, а в федеральном бюджете создается фонд развития. Примерно 41% фонда будет направлено на финансирование инфраструктуры, говорится в обзоре InfraOne.

Однако по отношению к ВВП расходы на инфраструктуру не только не растут, но и снижаются последние годы, следует из данных InfraOne, и теперь они будут держаться на уровне 2% ВВП. В федеральном бюджете основной рост расходов на инфраструктуру будет происходить в 2019 г., писали в заключении на проект трехлетнего бюджета аналитики РАНХиГС и Института Гайдара, в основном в связи с увеличением расходов на связь и информатику, а также на дорожное хозяйство (более чем втрое и на 18,2% по отношению к 2018 г. соответственно). В 2020 г. будет лишь небольшой номинальный рост федеральных расходов на инфраструктуру.

Представители Минэкономразвития и Минтранса не ответили на вопросы «Ведомостей».

Доходность инвесторов в некоторых инфраструктурных проектах растет: по данным InfraOne, она достигает 15–15,5% против 10,6–12,8% в 2017 г. Но это ниже, чем в 2010–2014 гг. – 18–25%. Ставки долгового финансирования в прошлом году снижались: максимальные – около 11% годовых против 12,9% годом ранее.

Взрывного роста количества новых проектов ждать не следует, но будут интересные проекты средней величины в сфере образования, городской инфраструктуры и IT, говорит Ткаченко. Рынок ждет роста в 2019 г., не согласен партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. В этом году ожидается подписание концессии по проекту порт Тамань (более 232 млрд руб.), системе весогабаритного контроля (около 118 млрд), есть надежда, что будут реализованы проекты строительства моста через Лену, аэропортовые концессии, перечисляет он. Рынок постепенно начинает взрослеть, будут региональные дорожные проекты, новые проекты в сфере пассажирского транспорта, а также железнодорожные концессии, заключает Качкин.

Компанией InfraOne уточнена стоимость проектов, по которым в 2018 г. были подписаны концессионные соглашения с инвесторами, а также стоимость модернизации аэропорта в Новом Уренгое.