Правительство утвердило инфраструктурные проекты на 6,3 трлн рублей

Среди них программы «Европа – Западный Китай», «Северный морской путь», строительство аэропортов и железных дорог
Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Правительство готово начать тратить деньги на подготовленный по поручению президента Владимира Путина план развития магистральной инфраструктуры. Во вторник вице-премьер Максим Акимов утвердил все 9 федеральных проектов, из которых состоит транспортная часть этого плана, сообщило правительство. Расходы на них должны составить 6,3 трлн руб. до 2024 г. Среди них программы «Европа – Западный Китай», «Северный морской путь», о строительстве и развитии морских портов, аэропортов, железных дорог и проч.

Утвердило правительство и две методики – отбора проектов, а также их мониторинга и оценки эффективности («Ведомости» ознакомились c документами, подлинность подтвердил участник правительственных совещаний). Первую методику готовил Аналитический центр при правительстве. По ней проекты делятся на две категории: для развития экономики и для поддержки существующей инфраструктуры. По этой методике будет приниматься решение о включении новых проектов в план – их могут инициировать федеральные или региональные ведомства, говорит представитель Акимова. Аналитический центр работает, по сути, как проектный офис Акимова: неслучайно ему отведена такая роль, говорит другой чиновник.

Но утвержденная методика может оказаться временной – постоянную разрабатывает Минэкономразвития. Подготовленный им в прошлом году проект документа не устроил Минтранс и Акимова, рассказал участник совещаний в правительстве и подтвердил федеральный чиновник. Концепция отправлена на доработку, говорит один из собеседников «Ведомостей». Минэкономразвития предлагало оценивать прямые и косвенные эффекты от проектов. К прямым эффектам оно относило, к примеру, снижение транспортных затрат компаний, использующих инфраструктуру. К косвенным – улучшение городской среды, экологии, транспортной доступности, увеличение продолжительности здоровой жизни и миграции. Методика требовала большого массива статистических данных, некоторыми из которых располагает только Минэкономразвития, рассказывает о претензиях к документу участник правительственных совещаний.

Представители Минтранса, Минэкономразвития не ответили на вопрос «Ведомостей» во вторник вечером.

При мониторинге проектов будут готовить множество отчетов. Например, специальный центр мониторинга будет составлять ежемесячные отчеты о соблюдении графика выполнения проектов. А Минэкономразвития – ежегодный доклад о влиянии транспортной части комплексного плана на экономику. Его предстоит утвердить правительственной комиссии по транспорту. После чего доклад будет отправлен премьер-министру и в администрацию президента.

При существенном отклонении от сметы или сроков, сложностях с госэкспертизой строительство может быть приостановлено. Изменения в комплексный план могут вноситься по поручению президента, премьера, его заместителей и правительственной комиссии по транспорту. Окончательное решение будет принимать специальный проектный комитет.

Участники рынка инфраструктурных инвестиций и строители сомневаются в том, что удастся полностью выполнить план. «Нет никаких оснований полагать, что можно реализовать более 10%», – скептичен участник рынка инфраструктурных инвестиций. Аналитики InfraOne более оптимистичны и считают, что реализовать удастся примерно 30–40% планов – на большее не хватит существующих строительных мощностей. Владелец «Спецтрансстроя» Юрий Рейльян уверен, что план реализуем максимум на треть: строители уже отказываются от дополнительных контрактов из-за чрезмерно жесткого регулирования сектора, претензий силовиков и снижения рентабельности строек.