Руководитель «Автодора» уволится из-за срыва сроков строительства ЦКАД

Окончание строительства дороги может быть перенесено на декабрь 2020 года
Предправления «Автодора» Сергей Кельбах/ Сергей Портер / Ведомости

У госкомпании «Автодор» будет новый руководитель – председатель правления Сергей Кельбах оставит должность. Об этом «Ведомостям» еще осенью говорили пять источников, близких к госкомпании. В пятницу, 1 февраля, РБК сообщил, что Кельбах покинет «Автодор» в ближайшее время. Решение принято давно, подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник. Кельбах давно написал заявление по собственному желанию, говорит другой чиновник: «Ждал, пока отпустят».

Сам Кельбах не ответил на звонок «Ведомостей». Представитель госкомпании также не ответил на запрос.

Кельбах руководит «Автодором» с декабря 2011 г., он пришел в госкомпанию в 2009 г. на должность первого заместителя. Основная причина ухода Кельбаха – затянувшееся строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), рассказывают два источника, близких к государственной компании.

Четырехполосная ЦКАД протяженностью более 500 км должна разгрузить Москву от транзитного движения грузового транспорта. Пока госкомпания отчиталась о запуске движения лишь на трехкилометровом обходе Звенигорода. ЦКАД финансируется из фонда национального благосостояния и средств инвесторов. В 2017 г. стоимость строительства увеличилась на 4% до 313,2 млрд руб., следовало из распоряжения правительства.

Завершение строительства ЦКАД до недавнего времени было назначено на конец 2019 г., однако срок будет сорван. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки ЦКАД, опубликовав некоторые из результатов на своем сайте. Аудиторы пишут, что с 2015 г. не раз обращали внимание на низкие темпы выполнения строительства: в январе 2018 г. были утверждены планы-графики для ликвидации отставаний работ на первом и пятом участках дороги, но они так и не были выполнены. «Автодор» уже направил предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 г., сообщила Счетная палата. Таким образом, госкомпания не получит 22,4 млрд руб. доходов от эксплуатации ЦКАД за 2019–2020 гг.

Основные причины срыва сроков, по мнению аудиторов, – низкое качество проектирования и длительность процедур для изъятия и оформления земельных участков (речь идет о функциях госкомпании. – «Ведомости»). На решение об отставке частично повлияла и скорость процессов в самой госкомпании, говорит человек, близкий к ней. Согласия «Автодора» даже для незначительных изменений проекта приходилось ждать по полгода, жаловались строитель ЦКАД и человек, близкий к одному из подведомственных Минтрансу учреждений.

Президент Владимир Путин в прошлом году поручал не допустить увеличения сроков и стоимости строительства ЦКАД. С конца декабря и до 15 января 2019 г. Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата должны были проверить обоснованность роста сметы строительства ЦКАД. В декабре проверки проходили как в строительных компаниях, так и в самом «Автодоре». В госкомпании проверка прошла нормально, знает человек, близкий к «Автодору», и подтверждает еще один собеседник «Ведомостей». В апреле у Кельбаха будет юбилей – ему исполнится 60 лет, а в этом году юбилей у госкомпании – 10 лет, напоминает человек, близкий к «Автодору»: «Не нужно забывать, что в прошлом году Путин поблагодарил коллектив компании за работу».

Пока что Кельбах в отпуске до 21 февраля, говорит человек, близкий к «Автодору», уточняя, что в феврале у Кельбаха истечет срок контракта. Место Кельбаха займет его первый заместитель Вячеслав Петушенко, говорят три собеседника «Ведомостей», включая федерального чиновника.

Кельбах перейдет в РЖД, рассматривалась позиция заместителя гендиректора, пока непонятно, что будет курировать, говорил ранее «Ведомостям» человек, близкий к РЖД. Переход подтвердил человек, близкий к «Автодору». Но перемены в госкомпании будут еще более значительными. Поменяется наблюдательный совет – новый будет утвержден в апреле, знает собеседник «Ведомостей», близкий к госкомпании.