Минфин хочет передать под контроль налоговиков платежи на 316,6 млрд рублей

Уклоняться от них станет труднее и опаснее
Бизнес этого и боялся – усиления контроля и появления риска уголовной ответственности за неуплату таких сборов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Законопроект о включении в Налоговый кодекс основных неналоговых платежей нужно как можно быстрее внести в правительство, считает Минфин. Речь идет об экологическом, утилизационном и курортном сборах, плате за негативное воздействие на окружающую среду, проезд большегрузов по автодорогам, обязательных отчислениях операторов связи, говорится в сообщении. В общей сложности в 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб., больше всего принес утилизационный сбор – более 260 млрд руб., по данным Федерального казначейства.

Решить проблему роста числа неналоговых платежей бизнес просил несколько лет. При общей налоговой нагрузке в 31% ВВП неналоговая нагрузка в 2017 г. составила 0,79%, оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики. На таком уровне она и должна остаться, предложило Минэкономразвития в плане ускорения роста инвестиций. Появление новых неналоговых платежей не должно увеличивать общую фискальную нагрузку, поручал премьер Дмитрий Медведев.

Минфин также провел инвентаризацию остальных неналоговых платежей. И насчитал 61 платеж, которые обобщил в шесть групп – подлинность копии реестра, с которой ознакомились «Ведомости», подтвердил федеральный чиновник. К первой группе Минфин отнес 10 платежей за получение сведений из госреестров или включение в них информации. Всего министерство обнаружило порядка 200 таких реестров. Во вторую группу попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия). По ним не требуется прямого регулирования правительства, но нужно определить принципы конкуренции, считает министерство. В третьей группе – платежи за услуги естественных монополий; в четвертой – различные компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой – девять платежей за услуги обязательного контроля (например, за регистрацию машины).

Часть этих платежей также впоследствии может оказаться в Налоговом кодексе. Например, схожие по своей природе с госпошлинами, сообщает Минфин, – в частности, за предоставление сведений из госреестров, а также патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.

Остальные платежи, связанные с получением обязательных услуг, нужно проанализировать и внести поправки в закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы их размер устанавливался только правительством или законодателем. Они тоже должны быть закреплены в Налоговом кодексе, если же есть реальный рынок таких услуг (например, ОСАГО), то достаточно госрегулирования тарифов, заключает Вадим Зарипов из «Пепеляев групп».

Сейчас неналоговые платежи регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и собираются разными ведомствами. Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор администрирует Росприроднадзор, плату с операторов связи – ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор – ФНС и ФТС. Но многим ведомствам не хватает ресурсов для контроля, а сами платежи регулируются непрозрачно, жалуется федеральный чиновник, правильнее передать контроль ФНС. Например, собирающие их ведомства не могут блокировать счета, налоговики же могут приостанавливать операции по счетам и арестовывать имущество.

Бизнес этого и боялся – усиления контроля и появления риска уголовной ответственности за неуплату таких сборов. Изначально чиновники только хотели собрать воедино все неналоговые платежи, регламентировать введение новых и изменение существующих, вспоминает налоговый менеджер крупной международной компании. При подготовке законопроекта будет установлен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в Налоговый кодекс, а также увеличена сумма налогов, неуплата которой может стать преступлением, уверяет Минфин.

Но вырастут финансовые санкции за неуплату отдельных сборов. Исходя из писем Росприроднадзора ответственности за невыплату экологического сбора нет, но, если он попадет в Налоговый кодекс, штраф составит от 20 до 40% суммы долга, а пени – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, говорит Зарипов. Из-за спора об экологическом сборе подготовка законопроекта затянулась, вспоминает чиновник. Против его включения в Налоговый кодекс выступал РСПП.

В течение переходного периода необходимо исключить не только угрозу уголовной ответственности, но и возможность блокировки счетов, начисления пеней и штрафов, считает Зарипов. Часть платежей все равно останется вне Налогового кодекса, замечает партнер Taxology Алексей Артюх, и как они будут регулироваться – по-прежнему не ясно. Главная проблема – даже не число платежей, а бессистемность их введения, взимания, отсутствие порядка выплаты и возврата переплаты, перечисляет он. Нужно оформить их так, чтобы не появлялись новые платежи по упрощенной процедуре, предлагал ранее и президент РСПП Александр Шохин на встрече с Медведевым. По каждой группе платежей будет отдельное обсуждение, объясняет федеральный чиновник. В первую очередь надо решить – должна ли сама услуга быть обязательной, отмечает представитель Минфина.

Представитель ФНС отказался от комментариев, а РСПП – не ответил на запрос «Ведомостей».