Счетная палата: указ Путина о росте зарплат медиков большей частью не выполнен

Целевой уровень не достигнут по четырем пунктам из 170, настаивает Минздрав
Чтобы повысить зарплату, регионы были вынуждены экономить на несоциальных расходах/ Максим Стулов / Ведомости

Одной из ключевых целей майских указов президента Владимира Путина от 2012 г. был рост зарплат бюджетников до 200% от средней по региону. Достичь ее не удалось – почти 60% регионов не повысили зарплату как минимум работникам больниц и поликлиник. К такому выводу пришла Счетная палата, проверив исполнение бюджета в здравоохранении за 2018 г.: в 50 регионах из 85 зарплата среднего и младшего медицинского персонала не выросла.

Осенью к похожему выводу пришли эксперты РАНХиГС: младший медицинский персонал от указа не только не выиграл, но даже пострадал. Его численность за 2013–2018 гг. снизилась с 687 000 до 299 000 человек, врачей – на 3%. «Активно применялась практика перевода младшего медперсонала на должности уборщиц, хотя их обязанности в результате не менялись», – указано в исследовании. Часть обязанностей брал на себя средний медперсонал. В результате эти работники лишились льгот – сокращенной рабочей недели и дополнительного отпуска, пишут эксперты.

Структура зарплат медработников такая: 70% трат – из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), 30% – из региональных бюджетов, напоминает директор Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики Сергей Шишкин. Некоторые учреждения (например, психиатрические лечебницы) полностью финансируются из регионов, а другие, в частности городские больницы, на 80% из ФОМСа.

Расходы ФОМСа продолжат расти, следует из его трехлетнего бюджета: с 2 трлн руб. в прошлом году до 2,2 трлн в этом и 2,5 трлн в 2021 г.

В I квартале 2018 г. зарплаты в 200% были обеспечены – в среднем по стране, говорит Шишкин, но поддерживать этот уровень сложно: зарплата в экономике в номинальном выражении постоянно растет и, чтобы поддерживать зарплаты врачей, нужно увеличивать страховые платежи (основной источник доходов ФОМСа). За работников их платят компании (5,1% от зарплатного фонда), а за неработающих деньги выделяет региональный бюджет. Получается, что рост зарплат будет обеспечиваться только из регионов, а это тяжело, заключает он. Даже если среднему региону один год удалось выполнить майский указ, то вряд ли он сможет находить ресурсы постоянно, солидарен старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин.

Чтобы повысить зарплату, регионы были вынуждены экономить на несоциальных расходах, писали в марте эксперты РАНХиГС: в результате в 2018 г. все расходы регионов, кроме трат на здравоохранение, росли медленнее (10%), чем доходы (15%). Сокращали капитальные расходы, подтверждает Редькин. Последние годы регионы столкнулись с противоречащими требованиями, продолжает он: указы о росте зарплат и сдерживание долга, «и где взять деньги – не понятно».

Минздрав с выводами аудиторов не согласен. Его представитель напоминает, что, «по информации Минтруда, отклонение в пределах 5% считается выполнением» и с его учетом, по данным Росстата, в 2018 г. целевые показатели по зарплате среднего медицинского персонала выполнены во всех субъектах, младшего – в 81.

Погрешность в 5%, связанная с тем, что для расчетов часто приходится использовать прогнозные данные Минтруда, не меняет того, что 50 регионов не смогли обеспечить необходимый рост, а многие из них не достигали этой цели и в течение 2018 г., спорит представитель Счетной палаты: «Наши расчеты основаны на официальных данных Минздрава».