Правительство не сможет выполнить майский указ Путина в сфере здравоохранения

Эксперты советуют иначе спланировать бюджет на ближайшие годы
Большая часть расходов по нацпроекту – не на медицинскую помощь, а на инвестиции в строительство и оборудование, указывают эксперты/ Денис Абрамов / Ведомости

Будущий бюджет создает «непреодолимые препятствия» для достижения целей в сфере здравоохранения, сформулированных в майском указе президента Владимира Путина. К такому выводу пришли РАНХиГС и Институт Гайдара в заключении на проект федерального бюджета на 2019–2021 гг. Сохраняется дисбаланс в структуре затрат, утверждает в своем заключении на бюджет и Высшая школа экономики (ВШЭ).

Согласно указу Путина к 2024 г. смертность от сердечно-сосудистых заболеваний должна снизиться почти на треть, от онкологических заболеваний – на 10%, а продолжительность жизни – вырасти до 78 лет. Но выполнению этих задач будет препятствовать дефицит ресурсов, предупреждают эксперты ВШЭ. В проекте федерального бюджета финансирование здравоохранения увеличивается лишь на 0,07–0,28% ВВП, с учетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и бюджетов регионов эти госрасходы в среднем составят 3,5% ВВП, пишут они: это существенно меньше цели, установленной Путиным в послании Федеральному собранию, – 4%.

По сравнению с действующим законом расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут в 2019 г. на 208 млрд руб., а в 2020 г. – на 403 млрд, и в основном на нацпроект «Здравоохранение». Но большая часть расходов по нацпроекту – не на медицинскую помощь, а на инвестиции в строительство и оборудование, указывают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара: обычно эти деньги используются неэффективно. Например, при реализации региональных программ в 2011–2013 гг. было допущено множество ошибок из-за нерациональных закупок, создания невостребованной медицинской инфраструктуры и др. Поликлиники закупали оборудование, но сотрудников для работы на нем не было, а иногда оборудование негде было разместить, вспоминает профессор РАНХиГС Александр Пиддэ. Представитель Минздрава не прокомментировал это.

Основные фонды нуждаются в обновлении, говорила в ноябре 2017 г. в интервью «Ведомостям» вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова (тогда – председатель Счетной палаты): в 31% медицинских организаций нет водопровода, в 35,5% – канализации, в 40,5% – центрального отопления. По ее словам, 33% рентгеновских аппаратов работают больше 10 лет и нуждаются в замене, то же касается 24,6% аппаратов УЗИ и 52,7% оборудования для лабораторной диагностики.

Но когда государство тратит огромные деньги на строительство и содержание современных клиник, оно увеличивает предложение высокотехнологичных и достаточно дорогих услуг, денег на которые нет ни в ОМС, ни у населения, рассуждает гендиректор консалтинговой компании ДМГ Владимир Гераскин, в результате новые центры работают неэффективно. Разумнее было бы стимулировать спрос на эти услуги, направив средства на оплату лечения через ФФОМС, считает он: инвесторы для строительства и оснащения центров при сбалансированных тарифах ОМС найдутся.

Аналитики РАНХиГС предлагают наращивать текущие расходы и советуют создать программу лекарственного обеспечения, в особенности по сердечно-сосудистым заболеваниям. Программа обошлась бы государству в несколько миллиардов рублей, считает Пиддэ. Пилотные проекты по улучшению лекарственного обеспечения могут быть проведены и для отдельных социальных групп (например, детей), и для людей с определенными болезнями (включая сердечно-сосудистые, сахарный диабет и онкологию), говорит представитель Минздрава.

Сейчас бесплатно лекарства получают льготные категории населения (инвалиды, ветераны, пациенты с определенными заболеваниями и др.). Доступность лекарств – это основа лечения сложных пациентов, отмечает Гераскин. В большинстве развитых стран возмещаются расходы на лекарства в амбулаторно-поликлиническом сегменте, соглашается директор НИФИ Минфина Владимир Назаров.-