В чем секрет Кристин Лагард

ЕЦБ может впервые возглавить женщина и финансист без опыта работы в нацбанке
Кристин Лагард, кандидат в президенты ЕЦБ/ EPA / TASS

Май 2010 г. Уже семь часов в комнате без окон министры ЕС до хрипоты спорили, что делать с долговым кризисом Греции, пока он не потопил Европу. Потом со своего места встала Лагард – в то время министр экономики и финансов Франции. Лагард предложила свой вариант. Она говорила, сверяясь с записями, сделанными во время выступления коллег. Группа еврочиновников, в которой еще недавно одни кричали, а другие мямлили, постепенно успокаивалась, написала The Wall Street Journal (WSJ) со слов присутствовавшего на совещании. Один за другим его участники переходили на сторону Лагард.

Еще в сентябре прошлого года Лагард раздраженно отреагировала на предположение, что ее могут назначить в ЕЦБ, в интервью Financial Times (FT): «У меня здесь [в МВФ] крайне важная работа. Не собираюсь покидать этот корабль, когда вокруг бурные воды». Но в июле ее номинировали на пост президента ЕЦБ, и 31 октября она сменит Марио Драги.

В отличие от МВФ, ЕЦБ всегда управлял или бывший ведущий экономист, или председатель какого-то из национальных центробанков. Сейчас его возглавит скорее дипломат и переговорщик, нежели технократ. Есть немало примеров, когда Лагард демонстрировала такой политический прагматизм, что отказывалась от собственных же изначальных позиций. Например, ее подход к долгу Греции претерпел поворот на 180 градусов.

«Это миф – что, мол, ЕЦБ должен оставаться абсолютно вне политики, – сказал WSJ Йоргос Папаконстантину, который был министром финансов Греции в разгар кризиса и тесно сотрудничал с Лагард. – Рынок положительно отреагировал на ее назначение, его участники обрадовались приходу человека с прагматичной позицией и политической ловкостью».

Лагард не стесняется использовать свою широкую сеть знакомств. В МВФ она отчитывалась перед советом управляющих из 189 стран. Если кто-то скептически относится к ее инициативам, она через их голову, напрямую, может обсудить вопрос с министром финансов или главой государства.

Как Лагард поцеловал дворник

Восемь лет назад Лагард проходила собеседование с исполнительным советом МВФ. Он состоит из 24 человек, назначаемых восемью странами. Единственная женщина в совете отсутствовала, так что Лагард оказалась в комнате с 23 мужчинами. То же видно на групповых фотографиях со встреч МВФ или саммитов G20: Лагард ярко выделяется в море однообразных темных мужских костюмов.

Лагард вовсю пускает в ход женские чары. WSJ уверяет, что благодаря своему обаянию она способна взять под контроль окружающих – как правило, мужчин в возрасте, которые часто озабочены тем, как бы показать себя, а не тем, чтобы разобраться в картине происходящего.

Когда Лагард говорит о «согласованной позиции по рекапитализации банков» или призывает к «эффективным стандартам фискальной дисциплины», звучит это, будто она зовет в будуар, шутила The Telegraph. Редактор ВВС Роберт Пестон тоже попал под очарование Лагард, когда в 2012 г. делал репортаж об МВФ. «Она одна из самых обаятельных политиков мира», – сказал он за несколько минут до ее появления и тут же стал запинаться, потерял ход рассуждений и в конце концов заявил, что ему надо выпить холодной воды – иначе не собраться с мыслями.

«Личные особенности играют большую роль. А то, что я женщина, – это одна из моих личных особенностей, – говорила 63-летняя Лагард WSJ. – Я не представляю физической угрозы, мужчинам не нужно бравировать передо мной, потому что отношения мужчины и женщины имеют другую природу – и это играет мне на руку».

The Guardian вспомнила совет Лагард работающим женщинам: «Не подражайте мальчикам. Будьте собой». У нее своя тактика. Например, председательствуя на встречах МВФ, она давала каждому директору четыре минуты на выступление. Но если оратор выходил за временные рамки, не обрывала его, а постукивала по своему микрофону, пока человек не уловит намек.

«Может, она не монетарист-экономист, зато точно монетарист-дипломат, – говорит WSJ Йорг Асмуссен, бывший заместитель министра финансов Германии Вольфганга Шойбле. – Она бесконечно очаровательна, и это одна из составляющих ее стиля политика. Во время безумных совещаний министров она в три часа ночи раздавала французские пирожные с пралине».

Чтобы получить кресло директора-распорядителя МВФ, Лагард должна была склонить на свою сторону Китай. Страны с развивающимися экономиками после отставки Доминика Стросс-Кана несколько недель негодовали, что Запад монополизировал этот пост. Лагард потребовалось полдня, чтобы переубедить Пекин. Достаточно было съездить на ланч с главой ЦБ и встретиться с заместителем премьер-министра.

Лагард покоряет не только власть имущих. В 2011 г. она приехала в Чикаго и зашла в дом, где шесть лет назад снимала квартиру. Прибежал дворник и расцеловал ее со словами «как же здесь по вас скучают», уверял корреспондент The Guardian.

Выбор мужчин и одежды

Личная жизнь Лагард тесно связана с работой. В 1982 г. она вышла замуж за финансового аналитика Уилфреда Лагарда, родила двух сыновей. Не дождавшись их совершеннолетия, рассталась с мужем. Их совместная жизнь, похоже, была весьма далека от идеала: Лагард вычеркнула все упоминания о бывшем муже из своей биографии. Потом карьера в Baker & McKenzie в 1999 г. занесла ее в Чикаго, где она влюбилась и вышла замуж за британского бизнесмена Эверрана Гилмора. В 2006 г. она как министр отправилась с рабочей поездкой в Марсель, чтобы встретиться с местными предпринимателями. Одним из них оказался ее старый студенческий приятель, корсиканский бизнесмен Ксавье Джоканти, с которым у нее и закрутился роман.

Один из братьев Лагард – баритон, его жена тоже певица. Родители Лагард обожали петь и брали уроки на дому. Дед жил оперой: во время Байрёйтского фестиваля (основан Рихардом Вагнером и посвящен его же музыке) он бросал все дела. Лагард тоже обожает музыку. Как-то она сказала, что работа ее мечты – быть пианисткой.
Лагард нелегко следовать за модой. «Когда вы все время бегаете взад-вперед, садитесь на поезд, выходите из самолета, бежите через три-четыре ступеньки, потому что опаздываете, у вас нет возможности носить туфли на шпильке или замысловатые платья, – жаловалась она La Tribune. – Мой выбор одежды прежде всего продиктован стилем путешественника: ткани, которые не очень мнутся, практичный крой, который не провокационен и функционален». Трудностей добавляет и рост Лагард – 1,8 м, 42-й размер обуви.
Но все же она обожает моду, особенно французскую. Ее мать была выдающейся портнихой. Все детство Лагард наблюдала, как она шьет великолепные платья: «Она привила мне чувство стиля и привычку обходиться минимумом средств при его создании, что типично для парижан <...> У нас до сих пор сохранилась швейная машинка «Зингер». Мама покупала ткань на рынке Сен-Пьер – и 15 дней спустя у нее уже был полный гардероб, сшитый по ночам».

Почему нельзя брить ноги

Кристин Лагард, урожденная Лалуэтт, появилась на свет 1 января 1956 г. в Париже, но выросла в Гавре, где ее отец преподавал английский в вузе, а мать – латынь в школе. От родителей она заразилась страстью к англосаксонской культуре. Они подсовывали дочери книги английских писателей и ставили в пример президентов США Томаса Джефферсона и Авраама Линкольна. Поначалу казалось, что дочь равнодушна к разговорам о великих деятелях. Ее страстью было синхронное плавание. «Это очень странно, – делилась она тонкостями этого спорта на шоу на телеканале NPR, – но, когда вы занимаетесь синхронным плаванием и гладко выбриваете ноги, теряете ощущение, где вы находитесь и насколько хорошо выступаете».

Пока в мае 1968 г. ее одноклассники бросали булыжники в полицию во время уличных протестов, Лагард брала полотенце, шла в бассейн и в конце концов добилась места в молодежной сборной страны. Позже она уверяла, что этот опыт очень пригодился в далеких, казалось бы, от спорта сферах. «Синхронное плавание научило меня: стисни зубы и улыбайся, – рассказывала она The Guardian. – [Политика] это то же соревнование по стойкости и выносливости. Ты собранна и контролируешь себя».

У Лагард трое младших братьев, которыми приходилось командовать. В школе она возглавляла отряд из шести скаутов. И там и там она, по ее словам, стремилась не приказывать, а добиваться общего согласия.

У Лагард осталась привычка плавать по утрам, как только подворачивается возможность, минимум раз в неделю она наматывает 20–30 миль на велосипеде, придерживается вегетарианства. Но из спорта она ушла. В 18 лет выиграла грант на обучение в США и год провела там. Вернувшись во Францию, отучилась в Университете Париж X – Нантер, провалила вступительный экзамен в Национальную школу администрации, закончила высшее образование в Институте политических исследований Экс-ан-Прованса и стала искать работу юриста.

Мадам председатель

Дважды Лагард пыталась устроиться на госслужбу и не смогла. Частные французские юрфирмы в те годы никогда не сделали бы женщину партнером. Так что в 1981 г. она нанялась в американскую Baker & McKenzie, которой посвятила четверть века, к 1999 г. добравшись до председателя совета директоров. Лагард стала первой женщиной на этом посту. Она просила обращаться к ней «мадам председатель» – как и позже в МВФ.

«Это блестящая фирма, устроенная по принципу «один человек – один голос, уважение, терпимость и интернациональность». Итальянцы из Рима, французы из Парижа, бельгийцы из Брюсселя и китайцы из Гонконга обладают той же властью, что и партнеры из Нью-Йорка или Чикаго. Тогда это было абсолютно революционно», – восхищалась Лагард на страницах La Tribune.

В 2004 г. срок ее председательских полномочий истек, Лагард перешла на пост президента мирового стратегического комитета компании и занималась, как она вспоминала, последним долгом перед фирмой: уговаривала одну нью-йоркскую компанию согласиться на поглощение со стороны Baker & McKenzie. Тут ей позвонил премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен и сманил обратно во Францию – стать министром в правительстве. Похоже, это было нетрудно. Лагард мгновенно побросала в чемодан самое необходимое и улетела из Чикаго. На следующий день она сидела на совещании и понятия не имела, по ее утверждению, кто такие большинство из присутствовавших чиновников.

Лагард занималась внешней торговлей, потом сельским хозяйством и рыболовством, пока в 2008 г. ей не поручили отвечать за экономику, финансы и промышленность страны. Она стала первой женщиной – министром финансов в G8.

На родине

Уже на второй день на политическом олимпе Франции Лагард совершила грубейшую ошибку. Проведя столько лет в Америке, она была поражена, насколько политические дебаты на родине крутятся вокруг праздников, отпусков, рабочих часов и вообще свободного времени французских работников. Трудовое законодательство Франции должно быть изменено, брякнула она при журналистах. Тем самым покусилась на священную корову соотечественников и получила прозвище Лагаф (La gaffe, т. е. «бестактная»), что созвучно с ее фамилией. Впрочем, прозвище не пристало к ней, а под конец карьеры во Франции Лагард даже удалось убедить французов, что не стоит так трепетно относиться к 35-часовой рабочей неделе.

Европейский центральный банк (ЕЦБ)

Учрежден 1 июня 1998 г. Основная задача ЕЦБ – поддержка платежеспособности единой европейской валюты и стабильности цен в еврозоне, объединяющей 19 стран. ЕЦБ осуществляет денежно-кредитную политику, управляет золотовалютными резервами, обладает эксклюзивным правом на санкционирование выпуска банкнот в еврозоне. Свои функции осуществляет независимо от остальных органов ЕС.

Баланс (данные на 23 июля 2019 г.): 4,7 трлн евро.

Связи Лагард очень пригодились Франции. Она убедила власти Германии не возражать против снижения НДС для французских рестораторов. Когда AIG, у которой был большой страховой бизнес в Европе, зависла в 2008 г. на грани краха, Лагард позвонила Генри Полсону, тогдашнему министру финансов США. «У меня было 15 секунд, чтобы убедить его не допустить банкротства», – цитирует The Guardian.

Благодарны ей должны быть и греки. Лагард стала первым министром Западной Европы, публично предложившим спасти Грецию в 2010 г. Помогать стране отказывались все страны ЕС во главе с Германией. Позже она и Поуль Томсен, глава европейского подразделения МВФ, давили на европейских кредиторов, чтобы те реструктурировали кредиты Греции.

Еще будучи министром, она сумела завоевать расположение немецкого министра финансов Шойбле. Лагард – одна из немногих, с кем он на «ты». Когда она возглавила МВФ, теплые отношения сохранились, несмотря на то что Берлин часто был крайне недоволен политикой фонда. При Лагард МВФ переосмыслил жесткий подход к Греции. Директор-распорядитель инициировала внутреннюю проверку действий фонда в начале греческого кризиса. Вывод: требования сокращать госрасходы и повышать налоги спровоцировали такой серьезный экономический спад, что вероятность погасить долг резко упала, а к власти прорвались политики-популисты.

Ангела Меркель с первого знакомства полюбила Лагард за прямолинейность, рассказывали источники WSJ. Когда в 2015 г. пришедшие к власти левые пытались отменить меры жесткой экономии, навязанные кредиторами, Меркель помогала Лагард не допустить выхода Греции из еврозоны. В июне они на решающей встрече в Берлине вместе с руководителями Франции, ЕЦБ и Еврокомиссии договорились об основных пунктах плана спасения, который оказался приемлемым и для Германии, и для Греции.

Главной проблемой Лагард в ЕЦБ будут как раз отношения с Германией, считает WSJ. Немецкие политики и общественность враждебно относились к спасению отдельных стран ЕС от разорения за счет более успешных. Не нравилась им и проводимая Драги политика. Президент Бундесбанка Йенс Вайдман часто голосовал против инициатив Драги, а Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую прочат в преемницы Меркель, в июне обвинила ЕЦБ, что он наносит ущерб немецким вкладчикам.

Бывший премьер и министр финансов Финляндии Александр Стубб даже заметил, что нужно найти баланс между «чувствительностью» Германии и требованиями еврозоны – и тут-то политический талант Лагард окажется для ЕЦБ гораздо полезнее, чем, например, опыт управления национальным центробанком. Считается, что ЕЦБ должен вести монетарную политику независимо от политических лидеров Европы, рассуждает на страницах WSJ гендиректор банка Финляндии Олли Рен. Но европейские власти управляют налоговой, бюджетной, трудовой политикой, которая непосредственно влияет на экономику. Он не исключает, что Лагард отойдет от традиционных взглядов на независимость ЕЦБ: «Независимость не значит одиночества. Чтобы поддерживать рост и создавать новые рабочие места, нужно совмещать денежную политику и структурные реформы».

Очень критичные области

Лагард считает, что для изменения экономической политики МВФ надо выявить «макрокритичные области», как говорят в фонде. То есть те, которые могут сказаться на экономических показателях. Она широко известна своими выступлениями на темы гендерного равенства, экономического неравенства, изменения климата и борьбы с коррупцией. Менее известно, что она не устает доказывать: решение этих вопросов непосредственно сказывается на экономике и поэтому они должны включаться в программы помощи МВФ и отражаться в экономических обзорах фонда. Например, исключение женщин из рынка труда снижает ВВП некоторых стран на 30%, уверяет Лагард. Так что не удивляйтесь, почему в документах фонда заходит речь о работающих женщинах.

В сентябре в блоге МВФ она писала: «Более высокая доля женщин в советах директоров банков и органов финансового надзора ведет к большей стабильности. Как я уже говорила много раз, если бы это были «Сестры Лиман», а не «Братья Лиман» (Lehman Brothers), мир сегодня мог бы выглядеть совсем иначе». «Всякий раз, когда дела начинают идти из рук вон плохо, вы зовете женщину», – цитирует ее The New York Times.

Лагард станет первой женщиной во главе ЕЦБ и первым руководителем без экономического образования и без опыта работы в центробанке. Высокопоставленный чиновник ЕС поделился с WSJ опасениями: не станут ли политические соображения главнее, чем монетарные выгоды. Тем более новый вице-президент ЕЦБ от Испании Луис де Гиндос тоже политик. В ответ на это можно вспомнить, как Лагард пользовалась помощью своих заместителей-технократов во время работы в МВФ. Например, на ключевых совещаниях, где требовались глубокие познания в экономике, ее представлял датчанин Поуль Томсен. В ЕЦБ его роль, скорее всего, будет исполнять главный экономист банка Филип Лейн.