Минфин предложил не трогать оборот драгоценных металлов и камней

Министерство продолжает борьбу с регуляторной гильотиной
Не нужно подводить под регуляторную гильотину контроль за оборотом драгоценных металлов и камней между Россией и странами, не входящими в Евразийский экономический союз, говорится в письме/ Евгений Разумный / Ведомости

Тридцать три министерства и ведомства должны, по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева, пересмотреть свои контролирующие функции: провести «регуляторную гильотину», то есть отменить необоснованные требования к бизнесу. Сейчас действует около 2 млн требований к бизнесу и более 200 видов контроля за ним.

Но Минфин просит не распространять «гильотину» сразу на несколько подконтрольных ему сфер. В конце июля Минфин предлагал исключить из реформы контроль за азартными играми, букмекерами и лотереями, сообщал «Интерфакс».

В начале августа министерство направило в Аналитический центр при правительстве, Минэкономразвития, основные объединения предпринимателей и аналитический центр «Форум» два письма, в которых предлагается вывести из-под гильотины еще несколько видов контроля. «Ведомости» изучили содержание писем. Аппарат правительства и Минэкономразвития с ними ознакомлены, подтвердили их представители. Их коллеги из РСПП и «Форума» сказали, что таких документов не получали. Представители Минфина, Аналитического центра при правительстве, ТПП и «Опоры России» не ответили на запрос «Ведомостей».

Первое из писем было направлено в аппарат правительства еще в феврале. В нем Минфин писал, что нет необходимости пересматривать контроль за работой саморегулируемых аудиторских организаций, производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, переработкой и обращением драгоценных металлов и камней – по заключению министерства, в этих сферах устаревших или избыточных обязательных требований нет. Все эти виды контроля уже включены в утвержденный 4 июля перечень и исключению не подлежат, лаконичен представитель правительства.

Второе письмо в конце июля отправили в правительство и Минэкономразвития. На сей раз Минфин предлагает вывести из-под регуляторной гильотины Пробирную палату. Она проверяет организации и индивидуальных предпринимателей, которые покупают или продают драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия и их лом, говорится в письме: это помогает противодействовать отмыванию доходов и финансированию терроризма. За нормативно-правовое регулирование в этой сфере отвечает Росфинмониторинг.

Участники совещания у руководителя аппарата правительства Константина Чуйченко 26 июня поддержали идею еще раз обсудить это предложение, рассказали в секретариате правительства: окончательное решение будет принято в сентябре. Только Минфин через подконтрольное ему учреждение может обоснованно оценивать эффективность норм и целесообразность их применения, признает председатель Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам «Деловой России», основатель торговой марки «Алмаз-холдинг» Флун Гумеров, но контроль министерства и Росфинмониторинга избыточен. Едва ли его ослабят, уверен собеседник «Ведомостей» в крупной золотодобывающей компании: традиционно считается, и это мнение поддерживают правоохранительные органы, что тут «серая» зона.

Регуляторная гильотина не связана с законом о защите прав бизнеса при госконтроле, объясняет советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Армен Джагарян: последнее будет регулировать закон «Об обязательных требованиях», поэтому не применять гильотину при защите бизнеса от госконтроля некорректно. Смягчение отдельных норм сортировки, первичной классификации и оценки драгоценных камней не обязательно негативно повлияет на качество надзора, считает представитель «Алросы»: контроль за сортировкой алмазов, например, требует много времени, большого документооборота, но в итоге не сильно влияет на оценку драгоценных камней.

Требования распространяются не только на компании, занимающиеся оборотом товаров, но и на производящие, замечает Гумеров. Об этом в письме не говорится. Основные риски нелегальной деятельности государство видит в обороте ювелирных изделий и лома, работе ломбардов, рассказывает собеседник из золотодобывающей компании: добывающим и перерабатывающим руду предприятиям Пробирная палата докучает несильно, но им лучше максимально дистанцироваться от сферы оборота.

Не нужно подводить под регуляторную гильотину и контроль за оборотом драгоценных металлов и камней между Россией и странами, не входящими в Евразийский экономический союз, говорится в письме. Механизм изначально предполагает пересмотр норм, которые действуют в России, а эту сферу регулирует право ЕАЭС, объясняет Минфин. Наднациональное законодательство не препятствует действию гильотины, говорит Джагарян: она касается бизнеса и национальных органов власти, отношения которых могут конкретизироваться в национальном праве на основе наднациональных норм.

Предложение выглядит странным, размышляет Гумеров: Россия заинтересована в развитии экспорта, и Минфин не должен быть безразличен к эффективности предъявляемых требований.

Можно пересмотреть требования ввоза драгоценных камней, считает представитель «Алросы». Но сократить избыточные процедуры будет непросто, признает он: «синтетика» постоянно совершенствуется – необходимо тщательно контролировать природное происхождение драгкамней, хотя на это требуется все больше времени и дорогостоящих приборов. Также стоит рассмотреть смягчение контроля за экспортом бриллиантов, продолжает представитель «Алросы», поскольку процедуры, действующие сейчас, удлиняют процессы экспорта и временного вывоза на 3–7 дней, что в условиях современного ведения экспортного бизнеса существенная помеха.

Каждая сфера регулирования, влияющая на экономику, должна пройти через гильотину, подчеркивает представитель Минэкономразвития: устаревшие или противоречивые требования в большинстве сфер нарушают законные интересы бизнеса и ведут к неоправданным расходам, которые в итоге ложатся на потребителей и тормозят экономическое развитие.

Применение гильотины сократит издержки бизнеса и государства, уверен Гумеров. В октябре 2016 г. Медведев оценивал потери первого из-за неэффективного контроля в 5% ВВП, обещая сократить их к 2024 г. на 50%.