Счетная палата сообщила об исполнении национальных проектов на треть за полгода

Из бюджета потрачено 560 млрд из запланированных на год 1,7 трлн рублей
У чиновников в этом году появилась новая проблема – они не успевают тратить деньги на национальные проекты/ Андрей Гордеев / Ведомости

Расходы на нацпроекты, которые стали экономической программой президента Владимира Путина, пока отстают от графика, пришла к выводу Счетная палата. На 13 проектов, включая «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», из федерального бюджета в этом году должно быть потрачено 1,7 трлн руб. За полгода план выполнен лишь на 32,4% – израсходовано 559 млрд руб., говорится в мониторинге Счетной палаты. В среднем деньги из бюджета тратятся быстрее – 42,5% от плана на год.

Расходы на самый дорогой из проектов – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» стоимостью 6,3 трлн руб. до 2024 г. (без учета энергетики) профинансированы всего на 24%, на «Повышение производительности труда» – на 18%, на «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экологию» – примерно на 12%, на «Цифровую экономику» – и вовсе всего на 8%. Больше чем наполовину профинансирован лишь проект «Здравоохранение».

У аутсайдера, «Цифровой экономики», выполнено всего 12 из 27 задач на первое полугодие. Для нацпроекта принимаются новые акты, они требуют большого количества согласований, например с Минфином, объясняет невысокие показатели руководитель направления планирования и мониторинга проектного офиса по реализации нацпроекта «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве Андрей Воров. После принятия этих актов бюджетные деньги будут тратиться быстрее, уверен он.

Работы по магистральному плану затягиваются. Из 41 мероприятия, запланированного на первое полугодие, выполнено лишь 14, подсчитали аудиторы, из них половина – с нарушением срока (по проектам «Европа – Западный Китай» и «Коммуникации между центрами экономического роста»). На магистральный план в 2019 г. федеральный бюджет должен потратить 348 млрд руб., а частный бизнес – вложить 386 млрд. С очень высокой вероятностью план привлечения частных средств в магистральный план в 2019 г. не будет выполнен, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Проекты до сих пор пересматриваются, финального перечня все еще нет, комментирует она.

По проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» работы затягиваются из-за переговоров Росавтодора с регионами, отмечает Счетная палата. Соглашения с 15 регионами были заключены в мае – июне, хоть должны были – не позднее апреля. На 16 августа финансовые обязательства по нацпроекту исполнены на 28,2%, комментирует представитель Минтранса. Дорожные работы привязаны к сезону и в большинстве регионов невозможны до апреля-мая, объясняет он, а оплата происходит после завершения работ и приемки объектов, во многих регионах даже авансирование не предусмотрено.

Минтранс в обзоре этого нацпроекта сообщал, что не видит рисков неисполнения, и его позиция, отмечает Счетная палата, «представляется недостаточно обоснованной». Например, не был учтен риск неисполнения расходов консолидированных бюджетов регионов, на которые приходится 73,9% затрат в 2019 г. (478 млрд из 647 млрд руб.).

Мультипликативный эффект от национальных проектов может составить около 0,3% ВВП в год, оценивала ранее главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, а потенциальный рост ВВП – ускориться с 0,7–1,3 до 1,6% в 2024 г. Нацпроекты призваны снять структурные ограничения для экономического роста и при эффективном управлении ими они должны сработать, говорила в июле председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на Международном финансовом конгрессе. Но экономический рост создает бизнес, а не государство, государственные инвестиции не могут подменить частные. Это прежде всего собственные средства и крупного бизнеса, и малых предпринимателей, которыми они готовы рискнуть в расчете на будущий рост бизнеса и прибыли, поясняла она, а готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от «пресловутого инвестиционного климата».