Чем Гренландия привлекла США

Добыча на острове редкоземельных металлов позволит потеснить на этом рынке мирового лидера – Китай
Дания субсидирует около 60% бюджета Гренландии, и некоторые местные политики считают, что добыча редкоземельных металлов позволит повысить экономическую независимость острова/ Patrick Pleul / dpa-Zentralbild / ZB / ТАСС

В середине августа стало известно об интересе президента США Дональда Трампа к покупке Гренландии. Хотя власти острова и Дании, которой он принадлежит, сразу же заявили, что он не продается, Трамп подтвердил, что «стратегически» это была бы интересная сделка для Вашингтона. Гренландия – крупнейший остров на Земле. Большая часть его территории покрыта льдом, а население составляет лишь 56 000 человек. «По существу, это большая сделка в сфере недвижимости», – заявил Трамп.

Интерес США к Гренландии может быть вызван не только обширной территорией в Арктике, за которую по мере таяния льдов из-за глобального потепления постепенно разворачивается борьба между крупнейшими странами. Остров обладает большими запасами редкоземельных металлов, пишет Financial Times (FT). Но сейчас эти востребованные в высокотехнологичных секторах элементы на мировой рынок поставляет в основном Китай. В прошлом году на его долю пришлось около 70% мировой добычи редкоземельных металлов, а также почти 90% их переработки, отмечает BBC.

Вскоре после того, как в мае Вашингтон запретил Huawei покупать комплектующие у американских поставщиков, председатель КНР Си Цзиньпин посетил крупный завод по производству редкоземельных металлов. Это было воспринято многими как намек, что Пекин может ограничить их экспорт из-за торговой войны с Вашингтоном. Тем более что однажды он уже так поступил (см. врез).

Поэтому США заинтересованы в том, чтобы снизить свою зависимость от поставок из Китая. В мае американская Blue Line и австралийская Lynas договорились о создании совместного предприятия для строительства в США первого за много лет завода по переработке редкоземельных металлов. Сейчас США вынуждены поставлять добываемые у себя редкоземельные металлы на переработку в Китай и при этом платить ему 25%-ные импортные пошлины, отмечает The Wall Street Journal.

Запасы редкоземельных металлов в Гренландии оцениваются в 38,5 млн т, а во всем остальном мире – в 120 млн т, пишет FT. В июне США и Гренландия, которой Дания предоставляет широкую автономию, подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся сотрудничества в сфере добычи полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов.

Редкое оружие

В 2010 г. Китай уже ограничивал экспорт редкоземельных металлов, объясняя это необходимостью их сохранения и защиты окружающей среды. Хотя считается, что на самом деле он поступил так из-за территориального спора с Японией по поводу островов в Восточно-Китайском море. Это привело к резкому росту цен на редкоземельные металлы и нарушило цепочки поставок японских компаний. Япония, США и Европа обратились в ВТО, и та в 2014 г. запретила Китаю ограничивать экспорт редкоземельных металлов. Поэтому сейчас он теоретически может снизить только квоту на их добычу, но от этого могут пострадать и китайские компании.

Некоторые политики в Гренландии считают, что добыча полезных ископаемых позволит экономике острова меньше зависеть от Дании, которая субсидирует около 60% его бюджета. Но правительство действует медленно из-за беспокойства по поводу окружающей среды и здоровья людей, поэтому пока на острове добываются только сапфиры и анортозиты. Как отмечает The Verge, Китай стал ведущим производителем редкоземельных металлов отчасти благодаря тому, что другие страны не хотели сами заниматься их переработкой, в процессе которой выделяется радиация.

Лидерами по добыче редкоземельных металлов в Гренландии могут стать две компании, пишет FT. У одной из них, Greenland Minerals, крупнейшим акционером является китайская Shenghe Resources. Но вторая, австралийская Tanbreez Mining, утверждает, что может обойтись без помощи Китая, так как в руде, которую она собирается добывать и перерабатывать, отсутствуют торий и фтор, которые обычно нужно отделять от редкоземельных металлов. «Мы не нуждаемся в китайских технологиях, поэтому нам не нужно сотрудничать с ними», – говорит главный геолог Tanbreez Герег Барнс.

Некоторые специалисты сомневаются, что без Китая можно обойтись. «Считается, что китайские компании лучше всех умеют трансформировать эти элементы в коммерческие продукты, а Китай – крупнейший рынок, – приводит FT слова Патрика Андерссона из Ольборгского университета. – Трудно представить себе успешный проект, который может полностью обойтись без китайского опыта».

Пока же обе компании называют своей главной проблемой гренландскую бюрократию. Greenland Minerals только начинает вести публичные консультации после того, как предоставила оценку влияния своего проекта на экологию. Но Tanbreez ждет лицензию на строительство завода по переработке элементов уже семь лет и склоняется к тому, чтобы построить его в Исландии, Дании или Норвегии.